Экономика
 08 ноября 2017, 18:01   2207

Всем нужный ненужный туризм. Константин Лях - о месте туристической отрасли в системе власти

Всем нужный ненужный туризм. Константин Лях - о месте туристической отрасли в системе власти
Эффект от создания отдельного органа исполнительной власти, занимающегося туризмом, в разы перекроет бюджетные затраты.
Автор: Константин Лях, старший преподаватель кафедры «Мировой и региональной экономики, экономической теории ПГНИУ», эксперт рабочей группы по созданию в Пермском крае рекреационного туристического кластера

В конце октября депутаты и чиновники обсуждали проблемы и перспективы развития туризма в Пермском крае. В итоге комитет по промышленности и экономической политике Законодательного собрания предложил передать реализацию соответствующей государственной программы от минспорта Пермского края региональному минэкономразвития. При этом в правительстве края уже готовится постановление по передаче этих функций региональному минкульту.

Аргументом в пользу депутатской идеи является тезис о том, что туризм – это бизнес, поэтому именно экономисты и должны нести ответственность за увеличение турпотока в Пермский край.

Подобный подход безусловно имеет право на существование, ведь помимо налогов это еще и рабочие места, инвестиции, поддержка малого и среднего бизнеса (а в туризме работает в основном именно такой). Все логично с точки зрения депутатов именно этого комитета. Но, как всегда при большом количестве плюсов такого управленческого решения, возникает не меньшее количество минусов.

Минус первый – отраслевой. Хотя туризм и отрасль экономики, он имеет свою специфику. Помимо конкретных инвестиций в объекты гостеприимства (гостиницы, турбазы, кафе, рестораны) не менее, а может, и более важным фактором являются инвестиции в имидж, причем инвестиции долгосрочные и требующие кропотливой и адресной работы. Нельзя просто выйти на международный или российский туристический рынок и сказать: «Приезжайте к нам в гости...» или, как в нашем случае – «Счастье не за горами». Нужно четко представлять и донести до мира то, чем мы отличаемся от остальных туристических регионов страны. А с точки зрения минэкономразвития Пермского края, эти отличия в мощном нефтехимическом комплексе, кластере авиа- и ракетостроения, богатой минерально-сырьевой базе.

Хотя, безусловно, как минимум одно из промышленных предприятий Пермского края пользовалось бы безумной популярностью среди туристов. И это даже не «Пермалко», а уникальная в стране и мире фабрика «Гознак» с желанной для каждого продукцией.

Всем нужный ненужный туризм. Константин Лях - о месте туристической отрасли в системе власти

Минус второй – вертикально не выстроенный. Туризм сегодня на федеральном уровне находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации. Поэтому все программы поддержки туризма в регионах в любом случае рассматриваются через призму культуры. Любой новый руководитель (куратор) не из этой сферы смотрится как белая ворона. Стать своим в этом кругу можно, но для этого надо немало времени и государственных средств для участия в различных культурно-туристических мероприятиях.

Минус третий – назовем его «вагон и маленькая тележка». У такого большого министерства, как минэкономразвития Пермского края, огромное количество задач тактического и стратегического характера. Только перечисление функций министерства в недавно утвержденном положении насчитывает более пяти страниц текста. Кроме того, к министерству весной этого года было присоединено Агентство по инвестициям и внешнеэкономическим связям Пермского края. В связи с этим заботы о туризме не то чтобы не будут в приоритете, на них у руководителя элементарно не хватит времени.

И последнее - историческое. При губернаторстве Олега Чиркунова туризм уже был в экономическом блоке правительства. К сожалению, тогда этот эксперимент был не совсем удачным.

Так что же, надо оставить туризм в социальном блоке, передав его от минспорта к минкульту? Почти наверняка можно утверждать, что такой подход поддерживают депутаты комитета по социальной политике. Все-таки действительно брендами региона являются события культурной и спортивной жизни, собирающие сотни тысяч зрителей и участников. Вроде бы и вертикальная составляющая выстраивается, так как с Минкультом РФ связь налажена.

Но и здесь не все просто. Ни одно социальное министерство не настроено на зарабатывание средств (о чем и говорили депутаты ЗС на заседании комитета). Работа минкульта – деньги тратить. Безусловно, тратить на хорошие и нужные проекты. Но именно тратить. Кроме того, недостаточно выбить деньги из Москвы на новые инфраструктурные проекты. Надо суметь ими грамотно распорядиться, а в наших сегодняшних реалиях еще и отчитаться. Последнее даже важнее. А вот с этим в Пермском крае всегда были проблемы даже у профильных инфраструктурных министерств, не говоря уже о социальных.

Министерство культуры должно делать свою работу. Ту, которую умеет делать лучше всего: проводить яркие и неординарные события, поддерживать интересные постановки в пермских театрах, обновлять музейные экспозиции.

Так где же место туризму в органах исполнительной власти Пермского края? Может быть передать его в министерство территориального развития?

В таком подходе тоже присутствует своя логика. Все основные практические задачи по развитию туристических кластеров привязаны к конкретной земле, которую необходимо выделить, обустроить, подвести инфраструктуру, набрать и обучить персонал, живущий именно в этой местности и заинтересованный в ее развитии. Общеизвестно, что локомотивами продвижения туризма являются именно населенные пункты – большие и малые города, поселки и деревни, управление которыми осуществляется муниципальным уровнем власти. Однако и в таком решении есть ряд труднорешаемых проблем.

Первая – это законодательные ограничения на выделение средств муниципальных бюджетов на инфраструктурные туристические проекты. Заинтересованным главам приходится «прятать» эти расходы в разделах «Благоустройство». А раз так, то у контрольно-надзорных органов может возникнуть интерес проверить на коррупционную составляющую подобные проекты. Например, почему дорога (ЛЭП, водовод, газопровод) построены за бюджетные деньги именно к частному туристическому объекту, а не к какому-нибудь местному психоневрологическому интернату?

Всем нужный ненужный туризм. Константин Лях - о месте туристической отрасли в системе власти

Другим минусом передачи туризма министерству территориального развития является скудость набора элементов инвестиционной привлекательности муниципалитетов (за исключением Перми). Затащить в район крупного инвестора крайне сложно, а порой и нереально. Основной ресурс муниципалитетов – земля, а самые интересные и красивые участки давно проданы. Зачастую местному главе района или небольшого города и предложить нечего, кроме песен и плясок народного ансамбля и истории о том, что именно через них проезжала известная историческая личность по дороге из столицы в Сибирь. А уж про отсутствие собственных средств на развитие туризма в бюджете муниципальных образований и говорить не приходится.

Так какой орган должен заниматься развитием, продвижением и поддержкой туризма в Пермском крае? Ответ очевиден – САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ. Нужно создать отдельный орган исполнительной власти в виде агентства или комитета.

Против подобного решения всегда есть железный аргумент – нечего плодить чиновников. Но это чистый популизм. Содержание подобного органа власти – это 3-5 млн рублей в год, из которых часть средств уже предусмотрена в бюджете региона, так как туристический отдел в министерстве спорта существует. А эффект от его деятельности в разы перекроет бюджетные затраты. Надо также чтобы все ключевые проекты и решения были рассмотрены через призму развития туризма.

Например, масштабный проект реконструкции набережной в Перми должен сразу предусматривать места остановок туристических автобусов. Проектировщики крупных автомагистралей обязаны включать в проекты места «зеленых стоянок», а регуляторы рынка наружной рекламы постепенно очистить города края от убогих щитов и перетяжек, скрывающих исторические памятники да и просто живописные места.

И последний элемент в пользу такого подхода. Все успешные с точки зрения развития туризма регионы России (Санкт-Петербург, Татарстан, Алтайский и Краснодарские края) имеют соответствующие государственные органы, уполномоченные развивать туризм. Не надо говорить, каких эффектов они добились.

Итак, хочешь выиграть в лотерею – купи лотерейный билет. Хочешь развивать туризм и получать от него не только социальный, но и экономический эффект – доверь дело профессионалам с полномочиями и ответственностью. Иначе эта отрасль так и останется вечно «перспективным направлением развития», а все доходы от внутреннего туризма будут получать наши более продвинутые регионы-конкуренты.

Поделиться:
Все новости компаний