Город
  1. Город
 29 октября 2016, 12:00  

​Фильм «Это всего лишь конец света»: драйвовый лаконичный рассказ или творение «багетного мастера»​

​Фильм «Это всего лишь конец света»: драйвовый лаконичный рассказ или творение «багетного мастера»​
Business Class выбирает самые резонансные фильмы и книги, выпущенные на минувшей неделе, и представляет два противоположных взгляда на них. Читателям остается определиться, на чьей они стороне.

Продукт: «Это всего лишь конец света»

Режиссер: Ксавье Долан

ЗА

Молодой киногений Ксавье Долан продолжает фестивалить во всех смыслах этого слова. В свои 27 лет он уже успел обзавестись такими регалиями, как Гран-при каннского смотра и премией кинофестиваля «Сезар». При это Долан, на первый взгляд, не делает ничего особенного – он снимает «клиповые» истории о неразделенных чувствах, сопровождаемые популярной музыкой и несложными творческими нюансами. Однако каждый новый фильм французского постановщика все очевиднее делает тот факт, что игнорировать Долана невозможно. И немаловажно – это все больше углубляет бездну, пролегающую между ним и современным кино.

Успешный писатель Луи после 12 лет разлуки возвращается в родной дом, чтобы сообщить семье новость о своей болезни. Однако воплотить этот план в жизнь непросто, ведь у эксцентричной родни собственные планы. Мать, сестра, брат и жена брата словно бы вознамерились отвлечь Луи от его миссии, у каждого из них своя история и свои счету к «отщепенцу». Сюжет будет выстроен вокруг диалогов с домочадцами и попытками Луи «протолкнуть» свой ключевой посыл во встречный поток претензий, признаний и надежд. Интрига заключена в следующем: найдет ли главный герой достаточно поводов и мотивации для того, чтобы быть откровенным со своими родственниками.

Долан этот конфликт разрешает внезапным компромиссом. Драма семьи Луи началась с того, что молодой человек сбежал из дома, уносимый вихрем своего таланта и «нетрадиционной» любви. Эта история, по логике, должна закончиться тем, что Луи вновь проявит свое высокомерие и поставит родных перед фактом очередной потери. Но главный герой в какой-то момент отказывается от своего эгоцентризма, жертвуя намерениями, логикой и фактически – жизнью. «В следующий раз мы подготовимся лучше», – говорит ему плачущая мать, провожающая его в открытую дверь. Но следующего раза (об этом знают только зрители и догадывается еще один персонаж) не будет. И от этого становится еще горше и страшнее. Не за героев, конечно, а за близких тебе людей, которые, возможно, настолько тактичны, что порой не желают отягощать тебя своими проблемами и заботами. А ты с ними все тот же – заносчивый, требовательный, эгоцентричный.

По описанию, должно быть, кажется, что фильм снят Ричардом Линклейтером или поздним Бергманом, но нет – это драйвовый лаконичный рассказ без зауми или морализаторства. Остается лишь догадываться, как Долан в своем нежном возрасте отгадал и почувствовал лежащую в глубине данного сюжета беспросветную печаль.

​Фильм «Это всего лишь конец света»: драйвовый лаконичный рассказ или творение «багетного мастера»​

ПРОТИВ

Кумир неоперившейся творческой интеллигенции Ксавье Долан выпустил новый фильм, в котором еще меньше Ксавье Долана, чем в его предыдущих работах. Для постановки режиссер выбрал, очевидно, знакомую тему изгнания из семейного круга, но не стал ничего сочинять самостоятельно, а взял за основу картины готовую пьесу Жана-Люка Лагарса. Эту леность Долан попытался компенсировать, обильно сдобрив сюжет приметами собственного стиля – неизменные телефоны-«раскладушки», истеричные диалоги, игры с ракурсами – но литературная составляющая картины все равно берет верх над экранизацией. Долан в данном случае выступил как багетный мастер – он обрамил шедевр, который и без помпезной рамки остался бы шедевром.

Больше того, пьеса Лагарса угодила в ловушку, что суждена всем драматическим текстам, переносимым на кинополотно. Диалоги и персонажи, запертые в четырех стенах и несменяемых декорациях, неизменно скатываются в театральщину. Художественная повестка, сформулированная на первых страницах, растягивается на несколько «действий» и очень скоро наскучивает. Долан умеет снимать динамичные и «шумные» фильмы (взять хотя бы «Мамочку»), но камерность дается ему нелегко.

Главный герой курсирует от одного родственника к другому в надежде отыскать хоть в ком-то опору и надежду, но все тщетно. Он делается все бледнее и мрачнее и в конце концов убеждается, что если он решится на то, ради чего здесь оказался, то все сделается еще хуже. Луи не хочет, чтобы его жалели, а родственники не хотят его слушать. Финал устраивает всех, кроме зрителей, которые фактически окажутся в самом начале сюжета: ничего не изменилось, Луи пришел туда, откуда взял непростой старт. Попытка сблизиться с матерью, братом и сестрой обернулась для него не искуплением и запоздалым счастьем, а свободой от обязательств. Теперь он может умереть, никого не поставив в известность. Такова жизнь.

Есть и еще одна больная тема – коммерциализация творчества Долана. Приглашение на ключевые актерские позиции Касселя и Котийяр – прямое свидетельство того, что «независимец» Долан созрел для крупных гонораров. И хоть вклад упомянутых артистов в общее дело сложно недооценить, думается, что картина выглядела бы честнее и проще без приглашенных суперзвезд. Порой чудится, что Долан усомнился в своей способности закончить картину без могущественной помощи со стороны. Впрочем, может быть, так оно и было.


(18+)

Фото на главной: кадр из фильма «Это всего лишь конец света» режиссера Ксавье Долана

Все новости компаний