Регионы
 29 августа 2015, 15:00   2347

К югу на границе

Пермские турфирмы предлагают обратить внимание на путешествие в границах края. Business Class узнал, за какими впечатлениями можно отправиться на юг Прикамья.

Пермские турфирмы предлагают путешественникам программу «Южное кольцо Прикамья», которая включает в себя несколько туристических маршрутов. Один из них приводит туристов на «перекресток культур», расположенный в Бардымском районе. За 150 км к югу от Перми группа пермских журналистов оказывается в месте, где живут народы, говорящие на другом языке, с иными традициями и обычаями.

По дороге до Барды экскурсоводы рассказывают о мифологии района. «Женщина пошла на реку гусей мыть, а гуси-то уплыли. Она кричит: «Казым акты, бар да, бар да», что значит – «гуси уплыли, все, все», вот и назвали речку Казмакты, а село Барда» – гласит легенда. Гусь для бардымцев – символ чистоты и благополучия, движения времени и верности прошлому. Птице даже установлен памятник в центре поселка. В Барде туристы оказываются в новой среде: здесь татар и башкир больше, чем в Татарстане и Башкортостане, говорят ученые, – свыше 95%. Действительно, когда группа останавливается в поселке, вокруг не видно славянских лиц, не слышно привычной речи. Названия магазинов, улиц, случайные разговоры – все на башкирском или татарском. Последний звучит здесь чаще, поскольку Татарстан активен в регионе – создает телевизионные каналы, поддерживает программу обучения татарскому языку в школах.

Туристическая поездка в Бардымский район, с одной стороны, привлекает интересующихся этническими, историко-культурными особенностями татарского и башкирского народов, с другой – гурманов, которые могут не только попробовать национальные блюда, но и научиться готовить их. Знакомство с традициями начинается в Бардымской гимназии, где расположен музей тастымалы – вышитого тканого полотенца. Этнографический музей организован силами преподавателей и учащихся гимназии, предпринявших несколько исследовательских экспедиций. Собранные в коллекции тастымалы разнообразны, но особое место занимают именно гайнинские полотенца (гайнинцы – один из родов башкир). Полотенца, сотканные мастерицами Бардымского района, покрыты черно-красными узорами, геометрическими орнаментами. Длина тастымалы достигает четырех, а то и семи метров. Традиционные полотенца использовались для украшения жилища, выполнения ритуалов, обрядов, на народных и семейных праздниках. Сегодня в Бардымском районе до сих пор есть мастерицы, ткущие тастымалы, но их очень мало. Теперь традиционное полотенце стало редким явлением и заняло свое место в музее.

Кроме тастымалы в музее можно познакомиться со старинным гайнинским интерьером и макетом печи, которая занимала главное место в доме. Башкиры белили печь, в то время как другие народы оставляли ее глиняной, поскольку казан для приготовления пищи встраивался, а не подвешивался рядом с печью. От русского аналога она отличалась отсутствием полатей. Вместо них в передней части дома располагались нары для сиденья с постеленными на них ткаными паласами или овечьей шкурой. Один из учеников гимназии написал научно-исследовательскую работу, в которой описал интерьер старинного дома гайнинца с помощью китайского понятия фэн-шуй. Он выяснил, что китайцы также предпочитают герань среди всех домашних растений. Одно из окон в доме гайнинца обязательно выходит на восток. В музее при гимназии находятся старинный ткацкий станок и множество предметов быта.

Там же собрана небольшая коллекция тюбетеек – от простых, без орнамента, до современных, с изящными бисерными узорами. Местные тюбетейки отличаются от казахских, имеют форму усеченного конуса, темные по цвету и усеяны узорами из герба Бардымского района – колокольчиками. В селе Березники, недалеко от центрального поселения, представлена еще одна коллекция тюбетеек – там собраны работы мастериц за последние полвека. В Березниках туристы получили возможность пройти мастер-класс по изготовлению головного убора.

Другие особенности интерьера и традиционного быта представлены в Бардымском краеведческом музее, открывшемся в 1974 году. В нем есть экспонаты, связанные с участием татар и башкир в Великой Отечественной войне: оружие, одежда, награды. Здесь можно детально познакомиться с национальными гайнинскими костюмами и украшениями. Там же представлена одежда для священнослужителей разного пола: в отличие от христиан у мусульман есть женщины-имамы. В музее туристы впервые встречаются с традиционной кухней гайнинцев. Главное блюдо – многослойный сладкий пирог гульбадия, который по обычаю стряпали для свадебного стола. Пирог состоит из нескольких слоев, со сладкой начинкой из фруктов и ягод. В пироге делали столько слоев, на сколько дней в доме невесты остается жених, прежде чем перевезет молодую жену в свой дом.

На этом гастрономическое путешествие не закончилось. Экскурсия направилась в деревню Бичурино, где желающие смогли попробовать себя в мастерстве изготовления традиционной сладости чак-чак. Оказалось, требуется много силы, чтобы смешивать тугое тесто, из которого затем формировались «шарики», по их размеру определялось мастерство повара – чем меньше, тем лучше. Туристов угостили блюдами национальной кухни: суп с домашней лапшой, пироги с черемухой, красный творог. Чаепитие с гайнинскими сладостями (вареньем, медом, оладьями из печи) провела семья Батыркаевых, организовавших к тому же небольшой домашний музей из традиционной избы Бала Юрт.

«Экскурсию по Бардымскому району можно отнести к разным направлениям в туризме: научный, познавательный, патриотический, сельский, гастрономический. Но самое интересное и ценное – это выход из повседневной действительности, встреча с уникальной культурой, традициями», – резюмировал впечатление от поездки Ильдар Маматов, российский издатель и путешественник.

Фото Валерия Заровнянных

Марат Гравэпермский ди-джейЧто можно увидеть на юге края? Сразу на ум приходит Бардымский сабантуй, именуемый у нас Бардажиен, который проходит в середине июня. Национальные танцы, музыку, песни, спорт, еду и прочее – все можно посмотреть и попробовать там. На мой взгляд, официальные достопримечательности на этом заканчиваются. Но когда кто-то из моих друзей впервые приезжает в Барду, у меня обычно есть несколько обязательных экскурсионных маршрутов. Первый – это выход на прогулку минут за 15 до вечернего намаза. Гости приходят в замешательство, когда голос муллы с минарета любой из двух мечетей, слышимый почти по всей Барде, достигает их ушей. Почти полное отсутствие русской речи вокруг отлично дополняет культурный шок. Обязательный пункт этой прогулки – покупка чак-чака (произносится, кстати, «щак-щак», в татарском нет твердой «ч»). Второй обязательный маршрут – это, конечно же, выход на природу в дневное и ночное время. Вокруг Барды множество красивых и невероятно умиротворяющих мест, поражающих любого городского жителя. А августовские звездопады, видные только вдали от освещенных городов, – это то, для чего я каждый год обязательно выбираюсь на родину.
Поделиться:
Главные новости