Общество
 24 июля 2015, 14:57   2123

Андрей Чертков: Чтобы радикально изменить жизнь пермяков, нужно меньше полумиллиарда евро


Директор «Фольксваген Центр Пермь» Андрей Чертков написал пост в livejournal, в котором постарался разобраться, какие средства необходимы для радикального улучшения жизни пермяков. По его прикидкам, для этого необходимо порядка 28-32 млрд рублей. На эти средства, по мнению г-на Черткова, можно привести в порядок городскую инфраструктуру – полностью заменить ливневую канализацию, создать комфортные условия для всех участников дорожного движения, существенно снизить количество нарушений ПДД .

Business Class приводит пост Андрея Черткова с незначительными сокращениями.

«Миллион раз глядя на пермские реалии задумывался, что нужно сделать для того, чтобы здесь можно было жить по-настоящему комфортно. Разные несуразности и дефекты городской среды лезут на глаза каждый день, особенно если много путешествуешь по миру. Долгое время все это копилось и потребовало выхода.

Основных проблем не так много, но они отравляют жизнь миллиона жителей Перми каждый день. Главная проблема - это грязь. Факторов здесь много: это и неправильно спроектированные и построенные дороги и тротуары, это бардак с парковками, отсутствие ливневой канализации.

Вторая глобальная проблема - это транспорт. Точнее сама транспортная стратегия: все отдано на откуп и разграбление автомобилистам. Забыт и заброшен главный фундаментальный принцип строительства городов: живой человек из плоти и крови - центр всей городской среды, ее главный субъект и бенефициар.

Больше всего меня занимали два практических вопроса: что нужно сделать и сколько все это стоит? Не точечно и без стратегии, а целиком, комплексно, последовательно с главной и единственной целью: сделать город Пермь удобным и безопасным местом для жизни.

Я решил собрать свое видение и то, что повидал по миру, в единую концепцию. Плюс, я постарался все обсчитать, опираясь на открытые источники информации. Сразу просьба к специалистам: не судите строго:)

1. Сделать ливневую канализацию. 1 200 км городских улиц, система ливнестоков, коллекторов, колодцев. Пескоуловители, жироотдетители. Система очистных сооружений с механической, химической и биологической степенями очистки. Стоимость прокладки сетей первого уровня (стоки, трубы, коллекторы, тоннели) составляет в среднем для интервала между решетками 50 метров (средний градиент, примерно соответствующий Перми): 5,6 млн рублей за 1 км улиц. То есть устройство ливневой канализации на 100% улиц, переулков, проездов и набережных Перми обойдется в 6,7 млрд. рублей. Это примерно 8-10% годового бюджета Пермского края. При этом естественно 100% улиц не требуют оборудования сложной подземной системы водоотвода. Где-то достаточно будет арыков, где-то справится естественный дренаж и т.п. Если говорить только о центральной части города с максимально плотной сетью дорог и застройкой, то речь может идти о 20-30% улиц, а это уже от 1,3 – 2 млрд. Сумма большая, но даже для Перми не фантастическая. Стоимость очистных сооружений на миллионный город с учетом использования существующей инфраструктуры Новогора может составить 5-6 млрд. рублей. Вся цена вопроса в итоге 6-8 млрд. Это без водоснабжения и общей системы канализации города.

2. Поднять бордюры и переделать обочины для исключения попадания грязи на дорогу. Метровый бордюр для дорог стоит 330 рублей, нам надо их 2,4 млн. штук, получаем 792 млн. Менять бордюры надо в Перми все.

3. Сделать платные фри-вэи (4 радиальных) со съездами 1 раз в 5 км. Юг от ипподрома на Юго-Камский, до аэропорта вторым ярусом над существующей сетью, запад от камского моста в сторону Краснокамска, север: от цирка до площади Восстания эстакада, от площади Восстания в сторону чусовского моста до восточного обхода по Цимлянской в один уровень, восток от начала Г. Хасана в сторону Лобаново, в черте города до ж/д тоннеля вторым ярусом над существующей сетью. Стоимость в один уровень примерно 300 млн. за 1 км, эстакады с коэффициентом 1,6. Получаем новых магистралей в 1 уровень дополнительно к существующим: 14 км, эстакад: 18 км. (14*300) + (18*480) = 12,8 млрд. Фривэи будут платными, во всем мире окупаются за 12-15 лет.

4. Сократить количество съездов с кольцевой дороги, в идеале не более 1 в 10 км. Закрытие существующих и обустройство новых съездов всего 8, 2-3 млн на каждый, 16-24 млн.

5. Вся парковка в черте города платная, в центре города 100 руб/час, в остальных районах 50 руб/час. При условии обустройство парковочных мест вдоль 30% дорог в 1 ряд длинной 7 метров получается 51 тысяча слотов, с загрузкой 20% 5 дней в неделю по 12 часов получается годовой доход 3,2 млрд.

6. Ввести карты резидента с возможностью помесячной оплаты 3 000 рублей по месту жительства. 200 тыс. машин по 3 000 руб / мес = 7,2 млрд. Даже при собираемости 50% (представим, что у половины автовладельцев есть гаражи и закрытые стоянки) = 3,6 млрд. Всего, таким образом плата за парковки будет приносить до 7 млрд. рублей в год.

7. Физически сделать невозможным парковку на тротуарах, газонах, местах общественного пользования за счет установки столбиков, бордюов, гранитных кубов, клумб. На 1200 км улиц столбики ставить смысла нет, центр – 15-20%, это 180 км, столбики с интервалом в метр с двух сторон это 360 тыс. штук, цена чугунного 3-4 тысячи, гранитного 9-10 тыс, берем 50 / 50, получаем 540 млн + 1,6 млрд = 2,14 млрд. Это конечно радикализм, весь город нет смысла заставлять столбиками, но думаю этого бюджета хватит на самые разные заграждения и препятствия, от клумб и деревьев до заборчиков и кубов.

8. Ввести службу принудительной эвакуации методом полной погрузки. Эвакуация осуществляется без привлечения ГИБДД с помощью парковочных комиссаров. Штраф за неправильную парковку 10 000 рублей. Автомобиль не выдается со штраф-стоянки до оплаты штрафа. Тут все должно работать на самоокупаемости. От желающих заняться таким бизнесом при тарифе 10 000 за раз отбоя не будет.

9. Автомобили-парконы для автоматической фиксации нарушений правил парковки. В Москве работает 300 парконов, перми хватит 30-40, стоит машина с оборудованием 800 тысяч, итого 32 млн. В дальнейшем эти вложения окупятся за 2 года, поэтому считаем только стоимость денег из расчета 22% годовых, всего 14 млн.

10. Парковочные комиссары для ручной фиксации нарушений правил парковки. Естественно на самоокупаемости. Куча дополнительных рабочих мест.

11. Штраф за сокрытие номерных знаков, использование автомобиля без номерных знаков, использование поддельных номерных знаков 10 000 рублей.

12. Обустройство сети велодорожек, защищенных бордюрами и столбиками по всему городу. Велодорожки идут параллельно тротуарам и автомобильным дорогам, ширина не менее 2 метров, выделены цветным асфальтом. Велопути оборудованы специальными светофорами с сенсорами движения, открывающими зеленую волну. Примерно 2 млн. за 1 км. (сегодняшние цены на локальное асфальтирование с бордюрами). Если покрыть велосетью 30% пермских улиц (это будет больше, чем в Амстердаме!), получится 360 км, всего бюджет 720 млн.

13. Скорость в городе ограничена 50 км/ч, порог терпимости 5 км/ч. Контроль осуществляется автоматическими камерами, расположенными не реже, чем 1 раз в 400 м. Тут только доход и отсутствие пробок.

14. Штрафы за превышение скорости: до 10 км/ч 1000 руб, 20-40 км/ч 5000 рублей, свыше 40 км/ч 10 000 рублей. При трехкратном превышении более 40 км/ч лишение прав на срок от 6 месяцев с обязательным посещением лекции по опасности превышения скорости.

15. Устройство механических средств замедления трафика (островки безопасности, клумбы, сужения, круговые движения. Это сложно посчитать. Представим себе, что подобные инсталляции будут расположены 1 раз в 500 метров на 50% улиц Перми, получается примерно 1200 штук. Бюджет от 200 тыс до 1 млн. (сужение, клумба, круговое движение). Получаем 240 млн – 1,2 млрд.

16. Ликвидация всех подземных переходов, замена их обычными наземными переходами-зебрами. Сколько их? 6-8? Пусть будет 1 млн. за закрытие и прокладку зебры со светофором, итого 10 млн. С запасом.

17. Подъем всех переходов-зебр на уровень тротуаров. Тут только фантазировать. 1200 км улиц, пусть 1 переход в 300 м, средняя ширина 8 местров. Всего получается около 4000 переходов. Один поднять за 300 тыс думаю хватит с лихвой. Получаем 1,2 млрд. Думаю, за эти деньги их еще и плиткой выложить можно.

18. Разработка программы стимулирования инвестиций в подземные и надземные паркинги. Льготное предоставление земельных участков, налоговые льготы.

19. Ревизия и реорганизация всех трамвайной сети. Сейчас путей 110 км, их нужно переделать на узкую колею вровень с уровнем проезжей части. Стоимость прокладки 1 км трамвайных путей с конструктивом, остановками, водоотведением, перекладкой сетей и пр. составляет 11-12 млн. рублей. Итого 3,3 млрд. Кроме того, потребуется полная замена парка, это примерно 50 составов. Мелочиться не будем, возьмем французские низкопольные Citadis по 0,5 млн. долларов за штуку (5-7 секций), получаем 1,4 млрд рублей.

20. Оборудование выделенных полос для общественного транспорта на всех дорогах с количеством полос для движения больше одной. Тут почти бесплатно, кроме того, штрафы за езду по ним с камер быстро окупят все вложения.

21. Контроль за движением по выделенным полосам с помощью автоматических камер, расположенных с интервалом не менее 400 м. Штраф за езду по выделенной полосе 10 000 рублей. Оборудовать все городские автобусы камерами автоматической фиксации нарушений спереди и сзади.

22. Создать монопольную единую городскую автобусную службу. Потребуется закупка новых автобусов, но это сделает бизнес. При предоставлении монополии и рыночного ценообразования будут хорошие автобусы.

23. Ликвидировать троллейбусное движение. Сколько-то денег принесет сдача в металлолом старого подвижного состава, а демонтаж проводов перекроется их же стоимостью как утиля.

24. Проведение пропагандисткой кампании по разъяснению целей нововведений. Главная задача: фокус на пешеходе, как главном субъекте городской среды, переориентация с использования личного транспорта на общественный, развитие велосипедного движения. Хорошая кампания, которая работает на весь город стоит 3-4 млн. в месяц, континуальный эффект будет за 2-3 года последовательных действий, получаем бюджет 144 млн. Сомневающихся не останется.

Итого общий бюджет данной концепции: 28 776 000 000 - 32 744 000 000 рублей. Меньше полумиллиарда евро нужно, чтобы радикально изменить к лучшему жизнь миллиона человек».

Поделиться:
Главные новости