Газета
  1. Газета
 23 марта 2015, 13:20  

Новые артисты для старых пьес

Новые артисты для старых пьес
Нетривиальные подходы к классическим сюжетам продемонстрировали спектакли фестиваля «Пространство режиссуры».

Единственный в своем роде фестиваль «Пространство режиссуры» вновь порадовал пермских зрителей последними новинками современного российского театрального процесса.

Составить программу фестиваля этого года был приглашен известный российский режиссер Адольф Шапиро. Во главу угла он поставил деятельность одного из самых интересных российских режиссеров – Юрия Бутусова. На фестиваль привезли три спектакля Бутусова, поставленные им в Санкт-Петербургском академическом театре им. Ленсовета и Московском драматическом театре им. Пушкина, а также спектакль Школы-студии МХАТ, поставленный режиссером Максимом Диленко.

Фестиваль «Пространство режиссуры» задумывался и создавался, как форум для режиссеров, и его важной частью являются профессиональное общение, дискуссии, а также мастер-классы и лекции для студентов театральных специальностей, которые приезжают из разных городов России. Зрителей же в первую очередь интересовали спектакли столичных театров.

В основу спектакля Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета положена пьеса «Разбойники», написанная немецким классиком Шиллером в XIX веке. В центре – конфликт между двумя сыновьями графа фон Моора: младший, Франц, ненавидит своего старшего брата Карла и борется с ним сначала за любовь отца, а потом за любовь его невесты Амалии.

Режиссер переделал классическую пьесу, и получилась совершенно другая история c другим названием – Liebe.Schiller. От старой пьесы остались только главные герои, все они мужчины, и всех их в спектакле играют женщины. При этом каждая из них успевает еще и побыть на сцене прекрасной Амалией. Гендерные перевертыши придают всему происходящему на сцене совершенно иную смысловую окраску. Пять талантливых актрис играют не историю про кого-то, они играют про Любовь. Не про любовь мужчины и женщины, а про Любовь как чувство. Мягкая и нежная женская энергетика заполняет минималистически оформленное пространство и создает странное щемящее чувство личной включенности в происходящее.

Спектакль интересен еще и тем, что показывает возможности так называемого постдраматического театра, но при этом создан на основе классической драматургии.

Кроме всего прочего, спектакль Liebe.Schiller так же, как и спектакль «Конармия», в котором играют выпускники Школы-студии МХАТ, дали возможность увидеть совершенно новое поколение молодых артистов театра, которые на сцене в своей роли делают практически все: от профессионального пения и игры на музыкальных инструментах до пластических и акробатических номеров. И во многом именно на актерских навыках строятся действия этих постановок – одним из главных выразительных средств драматического спектакля является пластическая составляющая.

Можно сказать, что героем фестиваля стал Бертольд Брехт, немецкий драматург XX века, чьи пьесы вновь становятся актуальными и востребованными. На фестивале был показан «Добрый человек из Сезуана», поставленный Юрием Бутусовым в Московском драматическом театре им. Пушкина. Спектакль стал лауреатом «Золотой маски» 2013 года и вызвал большой резонанс. Драматург и режиссер Бертольд Брехт, чья звезда взошла в 30-е годы прошлого века (он жил и творил в тоталитарной Германии) стал основателем так называемого эпического театра, который противопоставлялся театру психологическому. Неотъемлемой частью брехтовских спектаклей являются зонги – песенные баллады на немецком языке, в «Добром человеке из Сезуана» Бутусова на сцене присутствовал небольшой оркестр.

В спектакле сохранен и непривычный для пермского зрителя прием дистанцирования, когда актер выражает свое отношение к персонажу, а сами персонажи в основном обращаются к залу, ставя сложные вопросы о Добре и Зле. Действие пьесы-притчи происходит в условной стране и условном городе. Для режиссера важно не просто рассказать интересную историю, а вместе со зрителем принять или не принять трагическую невозможность существования абсолютного Добра (а возможно и просто Добра).

В фестивальную программу вошел еще один спектакль по Брехту – «Согласный. Несогласный», поставленный в Театре-Театре в прошлом году режиссером Андреасом Мерц-Райковым и номинированный на «Золотую маску». Спектакль появился благодаря Лаборатории молодой режиссуры, которая является частью фестиваля «Пространство режиссуры». Каждый раз несколько молодых режиссеров получают право сделать эскиз спектакля с артистами Театра-Театра. Самые удачные работы затем дорабатываются до полноценного спектакля.

В этом году руководитель лаборатории Олег Лоевский придумал нестандартный ход: в поиске новых средств театральной выразительности он пригласил людей из другого пространства – кинематографического. При этом приглашенные режиссеры должны были воплотить на сцене один из киносюжетов уже поставленных когда-либо фильмов. После предварительного просмотра работ на тему «Киносценарий на театральной сцене» принято решение, что в Театре-Театре будут поставлены два новых спектакля. Первый из них будет ставить режиссер Юлия Ауг, зрителям более известная как актриса. Она снималась во многих фильмах, но наибольшую известность ей принесли главные роли в фильмах «Елизавета», «Овсянки», «Интимные места». Ее спектакль станет воплощением на сцене фильма «Мефисто», поставленного в 1981 году Иштваном Сабо и рассказывающего историю немецкого актера, который «продал свою душу» нацистам в поисках славы и признания. Второй спектакль поставит Марина Потапова, сценарист, известная по фильмам «Пыль», «Шапито шоу». Она воплотит в театральной постановке сценарий «Похитители тел», по которому в разное время и в разных странах было поставлено несколько фильмов. Это фантастический сюжет о том, как людей во время сна меняли на их двойников-инопланетян с целью захвата Земли. Спектакли Юлии Ауг и Марины Потаповой пермские зрители увидят в новом театральном сезоне.  

Все новости компаний