Экономика
  1. Экономика
 09 марта 2015, 13:20  

Не хотим, не будем, помогайте нам

Не хотим, не будем, помогайте нам
Фермеры Пермского края не хотят искать рынки сбыта, не хотят заниматься торговлей и ратуют за возрождение закупок от государства.

На минувшей неделе в Перми прошел «круглый стол», посвященный проблемам развития села. Выяснилось, что рыночная экономика до аграриев Прикамья так и не добралась.

Бросайте соху.

Формальный характер «круглый стол» сохранял ровно до окончания доклада министра сельского хозяйства края Ивана Огородова. После фермеры сразу пошли в атаку. Первым взял слово сельский труженик из Чайковского: «Меня беспокоит, что я должен искать рынки сбыта сам. Совершенно не хочу тратить нервы, время и силы на поиск точек реализации. Мне нужно своим делом заниматься, вот посевная скоро. Зачем чиновники вообще перекладывают проблемы торговли на фермеров? Государство самоустраняется, мол, сами берите субсидии и развивайтесь, и ничего не объясняет. Многие не знают правил торговли, ведь далеко не каждый фермер может разобраться в законопроектах. В конце концов фермерство – это почти что «оборонка», и мы обеспечиваем людей пищей, нам реально некогда все это изучать. Поэтому не проще ли вернуть государственные закупки, как раньше?».

Коллеги поддержали чайковского правдоруба: «Мы сформировали кооператив из четырех предприятий и целый год отрабатывали рекламу и создание клиентской базы. Это же кошмар! Вместо того чтобы заниматься нашими прямыми обязанностями, приходится делать абсолютно иные вещи. Проблема не только в сбыте. Сейчас вместо производства многим приходится воевать за каждый процент. Раньше фермер понимал, что 90% он получит, а 10% отдаст перерабатывающему предприятию. Но теперь не так. И как мы можем говорить о развитии частного сельского хозяйства, когда сроки окупаемости на строительство забойных пунктов – 20 лет».

Однако одно лишь упоминание об отжившей свое системе государственных кооперативов вызвало резкую критику со стороны заместителя главы администрации Перми Виктора Агеева, который сомневается в ее эффективности: «Я просто напомню, что мы живем в условиях рыночной экономики и играем по этим правилам. Государственные закупки сельхозпродукции – это чудовищно неэффективная система, причем абсолютно на всех стадиях. Между прочим, из-за своей неэффективности она и развалилась. И, кстати говоря, у меня какой-то когнитивный диссонанс: вы, с одной стороны, ратуете за госзакупки, а с другой стороны – показываете успешный опыт кооперации среди самих предпринимателей».

«Зато раньше крестьянин знал цену, и контора забирала все: рога, копыта, мясо, шкуру», – напомнил фермер.

Вступившая в дискуссию руководитель сети магазинов «Ваш фермер» Светлана Перминова вернула разговор в русло рыночных реалий: «Нам же нужно учитывать интересы покупателей. Например, вы предлагаете неощипанных уток и цельных гусей. А нужны ли они пермякам?»

Президент ассоциации городских рестораторов Илья Баршевский посетовал на неготовность фермеров к нормальному сотрудничеству: «Я лично брал список фермеров и обзванивал их. Выяснилось, что никто не может предоставить ничего по ценам, которые действуют у крупных предприятий. К тому же фермеры не обрабатывают продукцию, мол, расчленяйте, чистите и все делайте сами». Дальше г-н Баршевский перешел уже к полному ликбезу, но он в данном случае выглядел уместно: «В любом бизнесе невозможно без продаж, ведь это приносит деньги. Мне, может, тоже нравится только готовить, но все это надо продать. Поэтому приходится и с клиентской базой работать, и рекламу размещать. И вам нужно либо самим от сохи отходить, либо нанимать специалистов».

Ярмарки не нужны.

Одной из предполагаемых точек сбыта продукции фермеров должны стать ярмарки, однако пока здесь тоже немало вопросов. Виктор Агеев признал: «Мы понимаем запрос фермеров, и на самом деле мало частников, нуждающихся в ярмарках, на которые они могут сезонно ездить и сбывать продукцию. Однако это способ брендироваться, рассказать о себе и зарекомендовать свой продукт».

Участник ярмарок фермер Наталья Шатова вынесла этой идее неутешительный диагноз: «У меня нет интереса участвовать, ведь вместе с нами соревнуются крупные переработчики, продающие свою продукцию дешевле. Обычно из 10 участников всего 2 – это реальные фермеры. У нас, конечно, цены выше, плюс продукт не разрекламирован. Это не позволяет эффективно работать. Грубо говоря, с ярмарок нас просто выбили гиганты».

В торговых сетях фермерская продукция также с трудом выдерживает конкуренцию. Как признал Виктор Агеев, он не может регулярно покупать фермерские продукты по причине их высокой стоимости». Директор розничной сети «Семья» Елена Гилязова предложила фермерам найти нишу и начать продвигать свой продукт: «Нужно определить потребности не просто рынка, а определенного сегмента потребителя. Сейчас тот период, когда нужно открыть глаза и успеть занять ниши, ведь импорт резко ограничился, и возможности для реализации есть! Мы поможем со сбытом, просто представьте свой продукт и продвигайте его».

Но сами фермеры недвусмысленно дали понять, что изменяться не собираются и не особо в этом заинтересованы. «В конечном итоге – либо сами фермеры поймут важность ведения бизнеса, либо им никто не поможет», – «оптимистично» подытожил обсуждение один из спикеров.

фото: ttolk.ru

Все новости компаний