Газета
 08 сентября 2014, 13:20   2537

Бизнес или видение

Бизнес или видение
Фитнес-клубы Перми получили шанс – холодное лето 2014-го не заставило клиентов массово отказываться от занятий, как это было прежде. Но в любом случае к высокорентабельным этот бизнес по-прежнему не относится. Неслучайно, число «подвальных» клубов хотя и снижается, но они продолжают занимать существенную долю рынка.

По данным пермской справочной системы «Алло», в Перми порядка 90 компаний, предоставляющих фитнес-услуги: это фитнес-клубы, салоны, велнес-центры и спортивно-оздоровительные комплексы.

Пермь находится на четвертом месте в России по количеству фитнес-клубов на 100 тыс. человек (10,2), сообщается в исследовании компании «Дубль-ГИС» за 2014 год. Первую тройку составили Екатеринбург, Калининград и Новосибирск. Москва, лидер по количеству фитнес-клубов по России (756), оказалась тринадцатой в этом рейтинге (5 спортивных заведений на 100 тысяч населения). Из всех фитнес-клубов Перми только 7 % имеют более одного филиала, на долю «иногородних» сетей приходится не более 5 %.

Кто с кем воюет

Рынок фитнес-услуг с начала 90-х развивался в России по принципу «чем элитнее, тем лучше». Со временем тенденция в корне изменилась: клубы стали тяготеть к более демократичным вариантам. В Перми ситуация складывалась похожая: площадки «для своих» теперь – большая редкость. «15 лет назад была следующая ситуация: если я олигарх, то у меня есть клуб, а значит, я самодостаточен и все знакомые об этом знают. Сейчас такая схема не пройдет», – рассказывает Игорь Мосейчук, фитнес-директор центра «Колизей». Сегодня основная масса клубов в городе рассчитана на средний класс, утверждают эксперты. Юлия Анварова, директор «Региона Урал» СФК Alex Fitness, считает, что в Перми сегодня нет клубов, которые можно отнести к разряду элитных. «Выше среднего – да, присутствуют, но элитных в городе все-таки нет», – говорит эксперт.

В то же время о расцвете «подвальных» клубов уже не говорят так, как раньше. «Семь лет назад московская фирма проводила исследование, где выяснилось, что примерно 7 тыс. человек (а это 2/3 от общего количества посетителей фитнес-клубов) занимались в так называемых «подвальных» и «полуподвальных» клубах. Теперь процент таких и нормальных площадок если не равный, то близкий к этому», – поясняет Игорь Мосейчук.

Специалисты отмечают высокую конкуренцию в сегменте фитнес-клубов Перми. «Выжить в сегодняшней конкуренции трудно, – подтверждает Ольга Жучкова, тренер фитнес-студии «Смайл». – Открываются крупные центры, где вместе с фитнесом предлагают услуги косметологии, бани, сауны, парикмахерские. Крупные компании расширяют спектр услуг, и это становится тяжелым испытанием для таких небольших клубов, как наш».

Справляться с «гигантами» получается не всегда, но в основном мелкие игроки не теряют почвы под ногами. Помогают низкие цены, индивидуальный подход и шаговая доступность.

«Здесь люди занимаются в более мелких группах, а значит, тренер может оценить каждого индивидуально, – рассказывает г-жа Жучкова, – В то же время нам приходится отказываться от некоторых услуг. Из-за нехватки площади – например, нет сауны, а из-за невысокого потока клиентов – расписание сокращается только до вечерних тренировок».

«Небольшие клубы могут выдерживать конкуренцию за счет месторасположения, – уверен Валерий Ташкинов, менеджер по фитнесу спортивного комплекса им. В. П. Сухарева. – Недавно проводилось исследование, где изучалось, по каким критериям население выбирает тот или иной фитнес-клуб. Наиболее важным критерием для людей стала шаговая доступность».

Столичные сети тоже вносят свою лепту в ситуацию на рынке. Однако эксперты отмечают, что сильной конкуренции между местными и иногородними клубами нет: процент последних пока невелик. Все же у «гостей» есть несколько преимуществ: зачастую такие компании имеют свою программу подготовки тренеров, единую систему тренировочных стандартов, что ведет к более низким ценам и разнообразию услуг, сравнимому с клубами премиум-класса.

Юлия Анварова (Alex Fitness) соглашается, что в настоящий момент сетевых игроков в Перми представлено не так уж много, хотя с каждым годом высокая емкость рынка привлекает все больше компаний.

Фитнес как бизнес

Оборот российского рынка фитнес-услуг эксперты оценивают в 2 млрд $ в год. В настоящее время в России насчитывается более двух тысяч фитнес-клубов, из которых треть расположена в Москве. «По темпам развития фитнес-индустрия занимает второе место в мире после высоких технологий, а ежегодный рост отрасли в России составляет около 20 %», –сообщается в исследовании экономического факультета ПГНИУ. По данным Росстата, с 2006-го по 2013 год объем предоставляемых платных услуг в сфере здоровья и спорта, в том числе объем фитнес-услуг, увеличился в 3,2 раза.

За 2012 год объем платных услуг, оказанных в сфере физической культуры и спорта, в том числе услуг фитнес-центров, составил 809, 9 млн рублей, сообщает Пермьстат (более свежих данных официальной статистики пока нет). Для сравнения: в 2011 году эта сумма составила 670 млн рублей, рост произошел на 17 %. По данным сайта «Деловой квартал», объем пермского рынка фитнес-услуг – 300–400 млн рублей.

Несмотря на растущие показатели, такой бизнес считается тяжело окупаемым и низкорентабельным, особенно в регионах. «В Перми существуют более привлекательные вложения, чем фитнес-услуги, – уверен Валерий Ташкинов. – Такой бизнес не очень доходный и окупается достаточно долго. Некоторые клубы закрываются через год-полтора, не выдерживая конкуренции».

Для такого бизнеса необходима аренда больших помещений, плюс для обеспечения рентабельности на 1 кв. метр должно приходиться один-полтора клиента. Серьезные затраты составляет и закупка качественного оборудования.

Также свою роль играет сезонность. Меньше всего посещают клубы летом, больше всего весной и перед новогодними праздниками. В этом году, по оценкам экспертов, отток клиентов составил 20 %. «Лето и жара уводит клиентов из зала, – поясняет Ольга Жучкова. – В этот раз спад не так сильно ощущается, но прошлое лето было жаркое – и пришлось куда сложнее».

Кроме того, крупные игроки сетуют на острый дефицит площадей для размещения в Перми.

В среднем клуб посещает до 200 человек в день, в разгар сезона, в крупных центрах – 300 в час. Цена на клубные годовые карты колеблются в пределах 20–30 тыс. рублей среди клубов среднего и «около-премиум» класса. Среди более мелких клубов цена составляет около 10 тыс. рублей за год посещения.

Все самому

Одна из основных проблем пермских фитнес-клубов – нехватка профессиональных кадров. Специалисты сетуют, что тренером может стать любой желающий, даже без спецподготовки, а сама подготовка стоит в среднем 100 тыс. рублей за одного сотрудника.

«Занимаясь одними и теми же программами в разных клубах города, посетитель получает разную нагрузку, что неправильно, – рассказывает Игорь Мосейчук. – В профессиональном плане мы варимся в собственном соку. Обучать тренеров себе могу позволить только крупные сетевые или федеральные компании. Взять Америку – профессионалы там сильно удивляются, когда узнают, что у нас нет ни федераций, ни сообществ, что даже нет такого кода деятельности, чтобы возглавить спортивную федерацию. Фитнес в Перми ни спорт, ни бизнес».

Г-н Мосейчук уверен, что создание общественной организации необходимо, чтобы развивать спортивную культуру, фитнес в регионе. «В Перми фитнес-клубы все организовывают самостоятельно, – поясняет он. – Например, на прошлых «Белых ночах» мы делали соревнования по фитнесу, еще есть корпоративные соревнования, которые проводит сеть Bodyboom. Но если смотреть шире, то все клубы и тренеры обособлены друг от друга, и нет спортивной консолидации, это никому не нужно».

В Пермском крае действует Федерация спортивной и оздоровительной аэробики, наиболее близкая к фитнесу, но сама Федерация бодибилдинга и фитнеса существует только на федеральном уровне. Некоторые руководители, особенно «подвальных» и «полуподвальных» клубов, вообще не занимаются обучением, ведут бизнес и тренируют одновременно. «Проблема с персоналом огромная, – считает Валерий Ташкинов. – Есть много людей, которые выиграли пару соревнований и уже считают себя тренерами. Такого быть не должно».

Примером двух столиц

Эксперты выделяют несколько тенденций развития пермского рынка фитнес-услуг. Первая – растет возрастной диапазон клиентов: клубы в последнее время стали чаще посещать студенты и люди старше 50 лет. Вторая – фитнес в клубах все больше переходит из разряда первичного в разряд вторичного продукта. На первый план выходит реклама спортивного питания, спортивной одежды. Эксперты отмечают, что для многих людей ходить в фитнес-зал сегодня не более чем дань моде.
Еще одна тенденция – это активный рост спроса в последние два года. По данным журнала «Эксперт-Урал», в 2008 году спрос в этом сегменте превышал предложение на 30–40 %, сегодня специалисты Перми эту тенденцию подтверждают.
Пермский рынок еще не насыщен. По разным оценкам, доля населения Перми, занимающегося в фитнес-залах, составляет от 1 до 5 %. В Москве, например, этот показатель составляет 3–4 %. В целом уровень пермских клубов считается более низким, чем в Москве и Санкт-Петербурге, но нарастающая интеграция столичных и местных клубов, здоровая конкуренция и профессиональный рост, считает Игорь Мосейчук, позволят пермскому фитнесу добиться прогресса.

 


Справка:
Расходы на открытие фитнес-клуба:

Аренда помещений. Обычно фитнес-клубы разделяются на три категории и имеют соответствующие площади:
300–700 кв. метров – эконом-класс
500–1500 – средний класс
1500 и выше – премиум-класс

Некоторые компании стремятся строить клубы в центре города, но практика показывает: аренда в центре дороже, а шаговая доступность для посетителей важнее. В среднем за аренду помещения и парковки фитнес-клуб может потратить от 1 до 18 млн рублей и выше.

Расходы на оборудование
Оборудование и тренажеры – еще одна крупная составляющая затрат на открытие клуба.
Стандартный набор с недорогим оборудованием:
Велотренажеры;
Беговые дорожки;
Силовой комплекс;
Гимнастический комплекс;
Мячи, степы, гантели;
Оборудование для бассейна, сауны и массажных комнат

Итог по оборудованию – эконом-вариант: 1 млн рублей. Если говорить о премиум-классе, то цены здесь выше и сильно варьируются, все зависит от подхода. К слову, одна беговая дорожка и велотренажер могут стоить до 500 тыс. рублей за штуку, а тех и других в рентабельном клубе должно быть не меньше шести.

В затраты также включается зарплата персоналу и обучение тренеров.
Финальная статья расходов – реклама и продвижение клуба – зависит от желания и возможности предпринимателя.

Поделиться:
Все новости компаний