Газета
 24 февраля 2014, 13:20   2808

Рыночные реакции

Рыночные реакции
«Уралкалий» резко изменил стратегию, но сумел нарастить производство. В текущем году все инвестиционные и социальные проекты будут реализовываться по плану, говорит руководство.

Минувший год точно войдет в истории калийной отрасли. Количество произошедших в 2013 году событий с лихвой хватило бы на целую пятилетку. Падение цен на продукцию, смена собственников крупных компаний, разрыв отношений между партнерами и заключение новых масштабных контрактов – всем этим запомнится ушедший год. Один из основных игроков мирового калийного рынка ОАО «Уралкалий» стремился не следовать за ситуацией, а задавать правила игры. И, пожалуй, компании это удалось.

С середины 2012 года ситуацию на мировом рынке определяла тенденция к ослаблению спроса и снижению цен на хлористый калий. Кроме того, свою роль сыграли неблагоприятные погодные условия, задержавшие начало весенних работ в ключевых сельскохозяйственных регионах мира, и кризисные явления в мировой экономике. «Уралкалий» ответил на ухудшение рыночной конъюнктуры снижением загрузки производственных мощностей. Это, в частности, позволило компании провести в первой половине года комплекс масштабных ремонтных работ и продолжить реализацию программы расширения производственных мощностей.

Дополнительно усложнили ситуацию действия белорусских партнеров «Уралкалия», которые стали поставлять все большие объемы продукции в обход совместного трейдера – «Белорусской калийной компании» (БКК). Результат этого известен – снижение цен на рынке и разрыв отношений между «Уралкалием» и «Беларуськалием». 29 июля 2013 года совет директоров ОАО «Уралкалий» принял решение прекратить экспортные продажи через БКК, определив «Уралкалий-Трейдинг» единственным каналом экспортного сбыта продукции.

Эти события потребовали изменения стратегии. Сохранение сдержанного подхода к продажам грозило привести к дальнейшему сокращению доли компании на рынке, падению объемов реализации продукции, выручки и прибыли. За этим последовало решение – изменить политику продаж, отойти от жесткой стратегии «цена превыше объема». Тогда руководство «Уралкалия» заявляло о планах добыть в 2013 году 10 млн тонн калия, в 2014-м – 13 млн тонн, а в 2015 году – уже 14 млн тонн. Прогнозировалось, что благодаря снижению цен спрос на калий в Индии и Китае (крупнейшие потребители этого вида удобрений) будет расти. Доля «Уралкалия» на рынке может составить около 22% (в 2012 году вместе с «Беларуськалием» было 42%), писали «Ведомости».

Верность прогнозов подтвердилась уже осенью 2013 года. Восстановление спроса в Китае, Индии и Бразилии показало, что корректировка политики продаж «Уралкалия» отвечала требованиям рынка и была исключительно своевременной. Продукция компании стала более доступна сельхозпроизводителям. За сентябрь-декабрь 2013 года компания произвела на 61% больше продукции, чем за тот же период 2012 года. Как результат, в 2013 году производство достигло 10 миллионов тонн хлористого калия, на 10% превысив результат 2012 года и вплотную приблизившись к уровню совокупного производства на производственных площадках «Уралкалия» и «Сильвинита» в рекордном 2011 году.

В будущее предприятие также смотрит достаточно уверенно. «Уралкалий» объявил о заключении нового контракта с одним из крупнейших мировых потребителей хлоркалия – Китаем. Согласно сообщениям СМИ, в первом полугодии 2014года «Уралкалий» поставит китайским компаниям 700 тыс. тонн продукции по цене 305 долларов за тонну. В середине января появилась информация о возможном увеличении цен для другого крупного потребителя – Бразилии (с текущих 320 долларов за тонну гранулированного калия до 350-360 долларов за тонну).

Еще одной позитивной новостью для «Уралкалия» стало сообщение о приобретении 25% акций в холдинговой компании Equiplan Participacoes S.A., являющейся основным акционером портового терминала в бразильском городе Антонина. Как отметил Олег Петров, директор по маркетингу и продажам ОАО «Уралкалий», «мы уделяем особое внимание укреплению нашей логистической инфраструктуры для обеспечения долгосрочных поставок на ключевых рынках». «Бразилия традиционно является одним из самых активных потребителей калийных удобрений, необходимых для выращивания сои и других зерновых культур. Инвестиции в портовые мощности города Антонина, расположенного наиболее оптимально для отгрузок в быстро развивающиеся районы страны, позволяют сделать новый шаг в развитии операционной деятельности компании в Латинской Америке», – заявил г-н Петров.

Значительная часть продаж «Уралкалия» приходится именно на развивающиеся регионы – Китай, Индию, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Потребление калия в этих странах постепенно растет, но еще далеко от норм, рекомендуемых учеными. Поэтому есть большой потенциал роста спроса на продукцию. Ученые отмечают, что площадь обрабатываемых земель в пересчете на душу населения быстро сокращается. В этой ситуации единственный выход – интенсификация сельского хозяйства, в том числе за счет более активного применения калийных удобрений. Реализация этих возможностей открывает хорошие перспективы для роста ОАО «Уралкалий» и всего мирового калийного рынка.

Акции. Дивиденды. ГДР
Несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, «Уралкалий» продолжил генерировать стабильный денежный поток и соблюдать дивидендную политику (она предусматривает выплату не менее 50% чистой прибыли в виде дивидендов). В июне 2013 года годовое собрание акционеров компании приняло решение выплатить дивиденды по итогам 2012 года в размере порядка 4 рублей на одну обыкновенную акцию. Сумма начисленных дивидендов составила 11,45 миллиарда рублей. Кроме того, 18 декабря 2013 года внеочередное общее собрание акционеров одобрило выплату промежуточных дивидендов в размере около 6,5 миллиарда рублей. В ноябре 2013-го была завершена реализация программы выкупа акций и ГДР общим объемом 1,25 миллиарда долларов. Выкупленные ценные бумаги будут впоследствии погашены.


Выдержки из интервью генерального директора ОАО «Уралкалий» Дмитрия Осипова газете «Березниковский рабочий»

– «Уралкалий» сегодня поддерживает загрузку производственных мощностей на уровне, близком к 100%. Все производимые объемы реализуются в России и на зарубежных рынках. Это показывает, что команда «Уралкалия» работает эффективно. Однако продолжающееся падение цен на калийном рынке оказывает на показатели компании серьезное влияние. В условиях, когда цена на тонну хлористого калия рухнула на 27% за год, удалось затормозить падение выручки – она сократилась только на 19%. Выручка пошла вниз, и, соответственно, уменьшилась рентабельность. Поэтому очевидно, что первоочередная задача на 2014 год – не допустить дальнейшего ухудшения финансовых и производственных показателей компании.

Как вы считаете, не вынудит ли эта меняющаяся ситуация на рынке скорректировать инвестпрограмму «Уралкалия» – по Усть-Яйвинскому руднику, по расширению 3-го Соликамского рудоуправления, по строительству на Половодовском участке?

– Мы, безусловно, будем продолжать реализацию инвестпрограммы. В настоящее время мы ведем активные работы на Усть-Яйвинском руднике. Напомню, у нас по лицензионному соглашению есть обязательства, которые должны быть и будут выполнены. Будем ли мы ускорять реализацию инвестпрограммы – это вопрос открытый.

Как правило, приход нового генерального директора означает смену команды руководителей. Планируются ли в ближайшее время кадровые перестановки?

– Новые акционеры компании разделяют мнение, что компания управляется достаточно эффективно. Каких-то резких движений по смене команды быть не может.


«Уралкалий» участвует в нескольких масштабных проектах, направленных на развитие города. Первый и самый главный, конечно, – это участие в финансировании переселения горожан из аварийных домов, в том числе в строительстве нового микрорайона на Правобережье. Продолжится ли этот проект? Будут ли продолжены другие социальные проекты – развитие детского и юношеского баскетбола? Строительство детских садов? Строительство жилья для сотрудников?

– Да, безусловно, мы продолжим реализацию социальных проектов. Все принятые нами обязательства – по финансированию переселения, по развитию баскетбола, по другим проектам – будут выполняться. В обязательном порядке.

Вы являетесь депутатом Законодательного собрания Кировской области и имеете большой опыт общественно-политической работы. Значит ли это, что и «Уралкалий» теперь будет более политически активен на уровне города и края?

– Мы прежде всего должны заниматься своим бизнесом, повышая стоимость компании на благо всех акционеров, а также обеспечивать достойный уровень нашему трудовому коллективу, должны платить налоги, наполняя региональный и федеральный бюджеты.

Справка
В 2013 году изменился состав основных акционеров ОАО «Уралкалий».
В июне Совет директоров одобрил выкуп акций компании у Forman Commercial Limited, бенефициаром которой является Зелимхан Муцоев. Продажа им своего пакета ценных бумаг была обусловлена его продолжающейся политической карьерой, а для «Уралкалия» стала возможностью приобрести акции со значительным дисконтом к преобладающей рыночной цене.
В июле группа компаний «ИСТ» уведомила «Уралкалий» что президент группы Александр Несис вышел из состава акционеров ОАО «Уралкалий», продав подконтрольный ему пакет акций. В сентябре в состав акционеров вошла Chengdong Investment Corporation (CIC), чья доля составила 12,5%. В декабре о приобретении 21,75% акций ОАО «Уралкалий», бенефициаром которых являлся Suleyman Kerimov Foundation, сообщила Группа ОНЭКСИМ, а ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» уведомило компанию о приобретении 19,999% акций ОАО «Уралкалий».
23 декабря Совет директоров «Уралкалия» принял решение назначить генеральным директором компании Дмитрия Осипова, который сменил на этом посту Владислава Баумгертнера. Г-н Осипов имеет значительный опыт руководства крупнейшими российскими химическими компаниями.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний