Газета
  1. Газета
 23 сентября 2013, 13:20  

Русские больше рискуют

Русские больше рискуют
Ян те Риле – об увлечениях пермских бизнесменов, помощи Google, знакомстве с Гусом Хиддинком и о том, как вовремя доставить свежие продукты в магазины города.

Ян те Риле – голландский эксперт в области разработки, оптимизации и реинжиниринга бизнес-процессов, а также стратегического управления. 11 лет назад он организовал инновационно-консалтинговую компанию «Логитекк», чтобы помогать пермским бизнесменам вести дела по-европейски.

Как вы попали в Пермь? Почему для сотрудничества выбрали именно этот город?
- В 2001 году я решил заняться собственным делом, обратился в Министерство экономики в Голландии и стал независимым консультантом. На тот момент я уже был экспертом в розничной торговле и логистике. И в этом статусе я поехал в Россию. Первый мой проект был в Тюмени, затем последовали Челябинск и Пермь. В Перми у меня было несколько проектов, и за время сотрудничества я полюбил этот город. Это и стало главной причиной остаться работать здесь.

- Как часто вы бываете в Перми?
- Обычно я приезжаю на две недели, примерно 7 раз в году я здесь. Раньше я бывал намного чаще, но в последнее время очень много пермских и даже российских компаний приезжает в Голландию с деловыми визитами, что требует моего присутствия там.

- Чувствуете ли вы себя в каком-то роде пермяком? Интересуетесь ли событиями города?
- Конечно, я чувствую себя пермяком. Я постоянно слежу за новостями и событиями города. Может быть, не так сильно во все это вовлечен, но у меня есть свой взгляд на какие-то события и изменения, происходящие в городе. За 11 лет мой русский не очень продвинулся, так как рабочим языком в компании является английский, но мне помогает Google, чтобы переводить новости с русского языка. Быть в курсе событий мне помогают и мои коллеги — они постоянно держат меня к курсе дел, происходящих в Перми в мое отсутствие.

- Вы показывали Пермь своей семье?
- Да, конечно. Моя дочь Тесса работала здесь довольно долгое время, она отвечала за разработки в маркетинге и исследование рынка. Сейчас она в декретном отпуске, но, без сомнений, Тесса вернется в компанию, когда придет время. Она, кстати, очень часто скучает по Перми и хочет снова приступить к работе. Моя жена тоже приезжала в Пермь. Она всячески поддерживает меня и согласна, что находиться и работать в Перми, в России очень интересно.

- В каких странах вы уже успели поработать?
- Когда я еще работал в Голландии, я был руководителем подразделения в одном из закупочных союзов и в этом статусе успел объехать весь мир. В поисках новых товаров для голландского рынка я побывал в Греции, в Китае, в Америке и многих других станах. Этот опыт дал мне понимание того, как розничная торговля развивается в различных странах, я мог сравнивать разные подходы ведения бизнеса. Затем стал работать в Западной Европе: в Бельгии, Франции, Великобритании. Когда я стал консультантом, я работал в Румынии, а затем в России. Если говорить о России, то успел поработать не только в Перми, но и в Кемерово, Челябинске, Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ульяновске. До сих пор наша компания сотрудничает с клиентами, которые находятся в разных городах России.

Был очень удивлен, когда впервые увидел продуктовые магазины шаговой доступности

- Столкнулись ли вы с чем-то неожиданным, когда начали работать в России?
- Когда я приехал в Россию, розничный бизнес был уже достаточно хорошо развит: уже тогда в Перми было много супермаркетов. Однако я был очень удивлен, когда впервые увидел продуктовые магазины шаговой доступности. На Западе такого практически не существует. Со временем я привык к этому, это очень удобно. Теперь, когда я приезжаю в Пермь, я захожу в эти магазинчики — там всегда можно быстро купить все, что нужно. Однако нужно сказать, что были и все еще есть отрицательные моменты. Это нельзя назвать минусами, но это то, что необходимо улучшить в розничном бизнесе — логистические процессы. В российских супермаркетах за один день может быть около двадцати поставок от разных поставщиков — это очень много и неэффективно. В Нидерландах поставщик приезжает один раз в день, и в этой поставке будет все: и продукты глубокой заморозки, и свежие продукты, и бакалея. Такая система намного удобнее. Эффективность бизнеса обеспечивается наличием логистического центра в каждой сети, что редко наблюдается в России и практически отсутствует в Перми.

- Эксперты отмечают, что мы отстаем в плане логистики от таких крупных транспортных узлов, как Казань и Екатеринбург. Почему так происходит и есть ли выход?
- Все зависит от инфраструктуры города. Необходима некая буферная зона в городе, в которой можно было бы хранить какое-то количество товаров перед тем, как отправлять их дальше. На сегодняшний день Пермь не предоставляет достаточной качественной инфраструктуры для хорошей логистической деятельности. В этом плане нам есть чему поучиться у моей страны. Голландия известна как логистический центр для всей западной Европы. У нас построены всевозможные развязки, портовые терминалы, аэропорт, отвечающий международным требованиям и так далее. В Роттердаме недавно открыли еще один контейнерный терминал, который обрабатывает 10 тысяч контейнеров в день. Здесь, к сожалению, таких условий нет. Я помню, как пару лет назад мы вели переговоры о том, чтобы в Перми появился контейнерный терминал. Однако до сих пор этого не было сделано, по крайней мере на том качественном уровне, который обсуждался.

- Как вы оцениваете перспективы рынка логистики в Перми?
- Я уверен, что эта сфера в России в скором времени достигнет высокого уровня. Очень многие компании занимаются развитием своей логистики. Кроме того, в логистике большое значение имеет грамотная организация движения внутри города. Нужно признать, что автомобильное движение в Перми очень затруднено и остро не хватает логистического мастер-плана в Перми.

- Пару лет назад была попытка привлечь голландские компании к разработке мастер-плана Перми...
- Я следил за этой историей, и могу сказать, что идея голландских разработчиков была хорошая. Но, на мой взгляд, было бы еще лучше, если бы перед тем, как разрабатывать этот мастер-план, голландские компании поработали бы какое-то время с пермскими архитекторами, чтобы иметь платформу, на основе которой можно было бы выстроить сотрудничество в дальнейшем. Кроме того, существующая система тендеров во многом усложняет воплощение таких идей.

Вижу в русских бизнесменах неуемную жажду знаний

- Вы работаете в сфере консалтинга. Как вы можете охарактеризовать пермский рынок в этом сегменте бизнеса?
- За все время, что я нахожусь и работаю в Перми - уже 11 лет, - могу сказать, что в России очень много русских консалтинговых компаний и большое количество независимых консультантов. Намного меньше иностранных специалистов. По своему опыту могу сказать, что российские компании предпочитают работать с соотечественниками. От иностранных консультантов скорее ждут того, чтобы они поделились европейским опытом, новыми разработками и технологиями. При этом полученный опыт часто перерабатывается компаниями самостоятельно или с привлечением других, опять же российских, консультантов.

- Насколько популярна услуга поиска деловых контактов в Западной Европе у пермских бизнесменов?
- За все время работы мы организовали около восьмидесяти деловых поездок. Это наше уникальное конкурентное преимущество не только на рынке Пермского края, но и на российском рынке. Мы вправе этим гордиться. Это не только поиск деловых партнеров, но еще и новые технологии для развития бизнеса. Не могу сказать, что все проекты касались розничной торговли. Мы работали с пермскими бизнесменами по различным направлениям: АПК, ритейл и опт, промышленные технологии, разработка новых концепций бизнеса, административные и управленческие технологии и т. д.

- Сталкивались ли вы с какими-то стереотипами о русских бизнесменах со стороны западных коллег? Может, есть какой-то страх?
- Нет, определенно, нет. Естественно европейцы осторожны, потому что много лет назад мы были врагами (смеется), но сейчас все изменилось, этот год, например, объявлен Годом России и Голландии. Если говорить о русских людях, то стоит отметить их жесткость в принятии решений. Они очень целеустремленные, всегда добиваются поставленной цели. После более близкого знакомства с русскими людьми я понял, что русские очень открытые, теплые, интеллигентные люди. С ними очень приятно общаться, они ведут себя дружелюбно.

- В вашей компании регулярно проводятся различные семинары, презентации и мастер-классы. Почему для вас важно не только зарабатывать деньги, но учить других людей делать это?
- Я могу сказать, что пермские бизнесмены очень любят участвовать в обучающих мероприятиях. Я постоянно встречаюсь с деловыми людьми и часто, когда захожу в кабинет какого-нибудь руководителя, вижу на стенах множество дипломов и сертификатов. Иногда мне кажется, что это такой вид коллекционирования, страсть пермских бизнесменов. Но, с другой стороны, я действительно вижу в русских бизнесменах неуемную жажду знаний. Русские люди любят учиться, получать новую информацию, и это один из самых важных моментов, который мотивирует нас на проведение различных тренингов и семинаров.

- В 90-х годах в России существовало такое явление, как «новые русские». Они отличались совершенно особенным пониманием бизнес-этикета. Как вы считаете, стали ли русские бизнесмены более грамотными?
- Конечно, семинары и обучающие программы во многом помогают не быть безграмотным управленцем. Но существует более интересная закономерность. Те «новые русские», которые быстро заработали в свое время миллионы, по большей части имели детей, которых отправляли учиться в престижные заведения по всему миру - в Бостон, Фонтенбло и др. Когда эти дети учились там, они набирались опыта, осваивали зарубежную традицию ведения бизнеса. Затем дети вернулись сюда, приняли бразды правления у своих отцов и начали выстраивать свои хорошие, «европеизированные» компании.

- Однако существует мнение, что русские люди сначала делают, а потом думают. Есть ли разница между российским подходом и европейским в плане планирования, анализа бизнеса?
- Я не согласен с этим утверждением. Русские бизнесмены больше рискуют, по крайней мере больше, чем бизнесмены в Западной Европе. Но я не могу сказать, что они не думают. Они думают, просто умеют рисковать.

- Как вы отдыхаете в Перми после работы?
- В первую очередь — это музыка. Когда я приезжаю, обязательно иду в органный зал или на балет. Обычно во время поездки я успеваю посетить как минимум два представления. Мои коллеги всегда находят какие-то интересные постановки. В следующий раз я приеду в Пермь в октябре, и мне уже пообещали, что мы пойдем слушать музыку.

- В России все мужчины повально увлечены футболом. Вы интересуетесь?
- Конечно! Я знаю, что в России все мужчины увлекаются футболом, и я в этом плане не исключение. Интересная ситуация была несколько лет назад на матче Россия — Голландия, тогда тренером российской сборной был Гус Хиддинк. Могу похвастаться, что знаком с ним лично. Тогда под его руководством команда России победила Голландию. И мои чувства было сложно объяснить — это была своего рода дилемма. Я был рад победе России, Хиддинка, но, с другой стороны, мне было жалко свою сборную.

Справка
Business Class продолжает серию интервью с пермскими экспатами — иностранными специалистами, работающими в Прикамье. Первую публикацию — с сирийским бизнесменом Аднаном Мохамедом см. «bc» № 34 (448) от 9 сентября 2013 г.

Все новости компаний