Культура
  1. Культура
 29 июля 2013, 13:20  

Креативная ночевка

Креативная ночевка
Автора концепции фестиваля «Белые ночи» 2014 года определят на конкурсной основе. Агентства и культурные деятели готовы участвовать в тендере, но ждут от властей прозрачных условий.

На прошлой неделе председатель правительства Геннадий Тушнолобов сообщил «bc», что принято решение выбрать концепцию фестиваля «Белые ночи-2014» посредством проведения конкурса. Заказчиком работ выступит краевой минкульт. На основе тендера планируется определить идею, которая станет лейтмотивом «Белых ночей в Перми». Пока представители министерства дают лишь ограниченные комментарии по данному вопросу. Так, и.о. министра Игорь Гладнев сообщил: «В ближайшее время должно быть разработано положение о проведении конкурса. Мы планируем все эти мероприятия на середину августа, но пока давайте ограничимся формулировкой «в ближайшее время». Среди участников ожидаем не только пермские, российские, но и, естественно, зарубежные компании». Несмотря на то, что сроки проведения конкурса, его условия и прочая информация пока не были обнародованы, некоторые пермские креативные агентства уже рассматривают возможность участия в нем.

По каким критериям?
Людмила Везденева, генеральный директор РПА «Кучер», рассказала «bc», что в ее агентстве такая перспектива на данный момент обсуждается. «Мы уже пару дней знаем о том, что такой конкурс будет проводиться, и сейчас думаем, принимать ли участие. Решение зависит от каких-то внутренних «раскладов» в агентстве. Будем судить по тому, как наберем заказы на сезон», – поясняет г-жа Везденева. Она также отметила, что организация подобного конкурса предоставляет шанс появиться на культурной арене региона не только признанным лидерам креативной отрасли, но и небольшим компаниям: «Мне кажется, в этом конкурсе как раз могут принять участие и маленькие компании, а не только «монстры». Свободные художники или частные предприниматели, в принципе, вполне имеют шансы». Такую оптимистичную позицию разделяет и руководитель коммуникационной компании «Площадь круга» Марина Гнусина, которая говорит, что «всегда за тендеры».
Тем не менее, потенциальными поставщиками идей для «Белых ночей» был высказан ряд опасений в адрес затеи. Та же г-жа Гнусина озадачена критериями отбора концепций на конкурсе и тем, чье авторитетное мнение победит в конкурсной комиссии. «Главный вопрос: по каким критериям будет определяться победитель конкурса? Часто данные критерии не прозрачны или в конкурсной документации уже после проведения тендера обнаруживаются некие «провалы», юридические несовпадения. Основным риском может стать именно оценка предложенных проектов. Чье мнение в жюри более авторитетно, тот и победит в данном вопросе. Спросить у населения — тоже не самый реальный выход в данной ситуации, так как у нас нет в распоряжении какой-то системы подтверждения открытости голосования», – комментирует директор «Площади круга».

Российский арт-менеджер, куратор, художник Наиля Аллахвердиева считает, что конкурсная основа отбора идей не сможет обеспечить выбор реально новой, интересной и масштабной концепции фестиваля по ряду причин. «Чтобы провести грамотный тендер, необходимо грамотное техническое задание, но, как правило, на это власть не способна. Деньги тут не самый важный фактор. Главное – ответить на вопрос: что хотим? Кто это будет сейчас формулировать, какие эксперты, если все, кто делал что-то интересное в Перми, не угодны власти по той или иной причине», – поясняет арт-менеджер.

Мнения коммуникационных агентств в отношении условий работы и сотрудничества с властями в рамках фестиваля разделились. Если Марина Гнусина не испытывает опасений по поводу сложностей в данной части вопроса и говорит, что отношения ее агентства и представителей власти в работе над их прошлыми проектами всегда складывались в партнерском ключе, то Михаил Хействер, генеральный директор рекламного агентства «Новая Волна», напротив, считает это одним из основных поводов для сомнений в связи с принятием решения об участии в конкурсе. «Участвовать наверняка будет Олег Ощепков («Озон групп» – авт.), да и вообще, те агентства, у которых уже сложился опыт сотрудничества с властями. Отношения с клиентами компании, как правило, двусторонние и ясные с точки зрения условий и оплаты. С властями чаще всего отношения сугубо односторонние, плюс к этому с оплатой работы тоже бывает непонятно», – поясняет г-н Хействер.

Пермское местечко.
О потенциальных участниках конкурса представители пермского рынка креативных услуг говорят, что им бы не хотелось видеть в отборе только концепции, разработанные региональными агентствами. Это может повернуть фестиваль, ставший брендом Пермского края, в сторону провинциальности, которой так опасался город после увольнения бывшего идеолога «Белых ночей» Марата Гельмана. «Я боюсь крайностей, и мне было бы действительно жаль, если у культурной политики в отношении «Белых ночей» появится крен в сторону «местечковости» – это будет большая потеря для региона. Сейчас, имея опыт работы в Москве, я могу сказать, что мы сильно проигрываем в плане и «креативных мозгов», и технологий», – поясняет Марина Гнусина. Наиля Аллахвердиева дает в этом отношении другой прогноз: «Я даже не знаю, кто будет принимать участие в конкурсе и победит. Возможно, всякие неведомые ивент-агентства, в том числе пермские. Неведомые, потому что у них есть компетенции выигрывать большие тендеры на привоз всяких Киркоровых, а прежняя команда фестиваля с такими компаниями не работала. У нас были сборные команды под руководством кураторов, работающих со сложным содержанием. Если позитивно взглянуть на ситуацию, то примут участие те, кто уже делал «Белые ночи». Тогда, возможно, есть надежда».

Одним из последних может стать российский продюсер, основатель и руководитель компании GreenWave Music Александр Чепарухин, который активно принимал участие в проведении «Белых ночей» ранее. «Мне говорили, все пермские власти (которым я уже кратко излагал свои идеи) крайне заинтересованы в моих предложениях и в расширении фронта моей работы в Пермском крае», – сообщает он. Г-н Чепарухин принял однозначное решение о том, что участие в конкурсе на разработку концепции фестиваля он принимать будет, а о расширении своей деятельности в Пермском крае рассказывает: «В 2009-2011 годах мы проводили несколько фестивалей (ГогольFest, «Движение», King Crimson Fest), программу концертов «Легенды и новые герои», участвовали также в Камве. В последнее время было только «Движение». Я хочу восстановить объем проектов на уровне 2009-2010 годов. Надежда Кочурова и Игорь Гладнев заверяли меня во время окончания нынешних «Белых ночей», что мои проекты ценны для края. Кроме прочего, я предлагал в рамках «Белых ночей» делать фестиваль «Единый мир» с акцентами на странах, континентах и регионах России, а также «кураторские» музыкальные и мультижанровые программы влиятельных в музыкальном мире личностей».

Будущее главного пермского фестиваля, несмотря ни на что, остается туманным. Вероятно, силам, вдохновлявшим «Белые ночи» в прошлые годы, и «местечковому» культурному менеджменту предстоит последнее решающее соревнование.

Все новости компаний