Экономика
  1. Экономика
 03 декабря 2012, 13:20  

За 30 копеек

За 30 копеек
С января будущего года вступает в силу закон об обязательном страховании пассажиров городского транспорта. Перевозчики отчасти разделяют инициативу государства, но угрожают местной администрации судами.

Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков ОСГОПП вступает в силу с 1 января 2013 года. В рамках подготовительной работы департамент дорог и транспорта Перми опробовал вариант с добровольным страхованием пассажиров. Такое положение было заложено в качестве одного из условий прошедшего конкурса на перевозки общественным транспортом.

Сейчас в Перми присутствуют более 100 региональных отделений федеральных страховых компаний. Лицензии на осуществление добровольного страхования пассажиров общественного транспорта имеют практически все. Но занимаются этим единицы. Все дело в специфическом характере данной услуги. «Учитывая количество ДТП с участием пассажирского транспорта в нашем регионе, а также техническое состояние транспортных средств, мы ожидаем достаточно высокий уровень убыточности по этому виду, сопоставимый с убыточностью по ОСАГО», — считает директор пермского филиала «Росгосстраха» Игорь Лагуткин. Кроме того, нетипичная для Российской Федерации ситуация сложилась на пермском рынке пассажироперевозок, который практически полностью является коммерческим. В частности, автобусные перевозки в Перми целиком принадлежат предпринимателям. По мнению директора пермского отделения «Русской страховой транспортной компании» Светланы Ташлыковой, такая ситуация порождает «не совсем здоровую конкуренцию», что создает дополнительные условия для повышения страховых рисков.

Проблема заключается в том, что тарифы на добровольные страховые услуги устанавливаются страховщиком самостоятельно в отличие от обязательного страхования, где тарифы утверждаются на государственном уровне. Министерство экономического развития РФ пока не определилось с суммами тарифных начислений, и в настоящее время рассматривается очередной, уже третий, вариант тарифных ставок. Сейчас тариф на добровольное страхование составляет около 0,5% от общих страховых сумм. А страховые суммы определяются по запросу перевозчика и в среднем составляют 50 тыс. рублей на пассажира. Предложение министерства предполагает установление тарифа от количества перевезенных пассажиров из расчета от 14 до 30 копеек за одного. Осознавая необходимость принятия закона об обязательном страховании пассажиров, представители транспортных компаний не согласны с предложенными министерством тарифными ставками. «Такой тариф является чрезмерно завышенным. В результате мы получаем слишком высокую для перевозчиков цену страхования. Безусловно, он должен быть пересмотрен», — считает предприниматель Игорь Колесников.

По мнению Светланы Ташлыковой, закон нужно вводить умело, учитывая реакцию рынка. «Все вопросы по ОСГОПП должны решать Минтранс, транспортные и страховые компании в диалоге. Для приемлемого расчета страховых тарифов необходима прозрачность бизнес-процессов перевозчиков. Нужны точные статистические данные по рентабельности, пассажиропотоку и прочим факторам, которые влияют на тариф. Необходимо также учитывать, какие бывают страховые события и как часто они происходят. По тем же страховым рискам сейчас статистика достаточно спокойная, но опять возникает вопрос: насколько можно ей доверять?» — отмечает г-жа Ташлыкова.

Кроме того, страховые компании ОСГОПП должны входить в соответствующее профессиональное объединение по аналогии с ОСАГО и ОС ОПО. Однако без лицензии они не могут этого сделать. Для получения лицензии необходимы правила страхования, которые, в свою очередь, не могут быть приняты без утвержденных тарифов. «В настоящее время отсутствует ряд принципиальных документов. Без них сложно говорить о готовности к осуществлению страхования по ОСГОПП. Страховые компании — лишь заложники сложившейся ситуации», — резюмирует Игорь Лагуткин.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, и за оставшееся время страховому сообществу предстоит провести колоссальную подготовительную работу. Участники рынка не исключают, что в проект будут внесены многочисленные поправки по аналогии с ОСАГО. А страховые тарифы будут скорректированы уже в первой декаде будущего года.

Александр Стерлягов, директор НП «Новый Авто-Альянс»:

Пассажиропоток в Перми достаточно большой, соответственно мы близки к верхней границе страховых тарифных ставок. Если посчитать затраты на страховку и установку системы ГЛОНАСС, тот рубль, на который нам милостиво повысили тариф , полностью нивелируется. Не исключаю, что перевозчики путем обращения в суд будут взыскивать с администрации дополнительные средства на страхование.

Действие Федерального закона № 67-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика распространяется на все виды пассажирских перевозок, кроме легкового такси. По закону страхования, выплата за причинение вреда жизни пассажира составит 2,025 млн рублей, здоровью пассажира — 2 млн рублей, имуществу — 23 тыс. рублей.
Все новости компаний