Газета
  1. Газета
 05 ноября 2012, 13:20   2167

Смена модели

Смена модели
Директор Пермского филиала ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») Николай Микуров в интервью «bc» — о последних тенденциях развития рынка мобильной связи в регионе, строительстве сетей 3G и 4G и последствиях отмены внутрисетевого роуминга для абонентов и операторов.
Николай Дмитриевич, как вы оцениваете рынок мобильной связи в Пермском крае? 
— Пермский рынок сотовой связи достаточно стабилен. «Билайн», как и другие участники рынка, сосредоточился на улучшении покрытия и развитии новых сервисов, прежде всего на основе мобильного доступа в Интернет. 
Какими средствами оператор повышает лояльность своих абонентов? 
— В условиях высокого насыщения рынка, а также учитывая тот факт, что уровень цен и разнообразие сервисов у операторов большой тройки находится примерно на одном уровне, на первое место действительно выходит качество клиентского обслуживания и уровень его удовлетворенности. Сегодня мы можем говорить о том, что усовершенствование этого процесса в «ВымпелКоме» идет по нескольким направлениям. Сегодня мы меняем систему «Личный кабинет». Помимо внутренней структуры планируем внедрить ее в телефон каждого абонента. Это очень удобно и прозрачно, когда ты самостоятельно в режиме реального времени можешь проконтролировать любые действия со своим телефоном: от баланса до подключения необходимых сервисов. Во-вторых, особую популярность у наших абонентов завоевало обслуживание в социальных сетях. Не теряет своей актуальности и непосредственный визит абонента в офис. 
Ранее вы заявляли об открытии еще двух офисов продаж до конца 2012 года. С чем связано изменение политики компании и решение открывать собственные офисы? 
— Уже даже не двух, а трех: два офиса открываются в Перми, один в Чайковском. В следующем году мы планируем продолжить открытие офисов во всех крупных городах края. Собственные офисы — это управляемая розничная сеть продаж, направленная на выстраивание с клиентом эффективной коммуникации. Мы открываем офисы нового формата, в соответствии с последними тенденциями мирового дизайна: «безбарьерное» пространство, удобная навигация. 
Федеральные тренды таковы, что сегодня меняется сама модель рынка сотовой связи. Региональный рынок уже стал испытывать на себе влияние изменений? 
— Сегодня действительно меняется сама модель рынка сотовой связи. Доходы от голосовых услуг не являются больше драйверами роста доходов сотовых операторов. На первый план по доле вклада в рост доходов вышел мобильный интернет. По нашим данным, уже сегодня 60% времени пользователи смартфонов посвящают мобильному Интернету: социальным сетям, играм, навигации, почтовым сервисам, новостным порталам. Если проследить динамику изменений в структуре расходов абонентов в сравнении с начальным периодом нашей работы в регионе, то цифры все скажут за себя сами. В 2006 году 80% затрат приходилось на звонки, 15% — на sms и 5% — на Интернет. А в 2012-м на звонки абоненты «Билайна» тратят 60%, 10% — на sms и 30% — на Интернет. В Пермском крае за 9 месяцев 2012 потребление мобильного Интернет-трафика выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в два раза. И по нашим прогнозам потребление будет только расти. 
Сегодня операторы «большой тройки» заявляют о строительстве 4G сетей. Когда Пермский филиал «Билайна» приступит к строительству? 
— По условиям полученных лицензий операторы должны будут запустить первые фрагменты LTE-сетей в регионах в 2013 году. ОАО «ВымпелКом» сегодня активно строит первый фрагмент сети 4G в Москве. Он будет запущен сразу после получения частотных разрешений. При этом мы, безусловно, будем выполнять лицензионные обязательства. Конкретный список регионов, где будут строиться и запускаться первые фрагменты сети, в настоящее время определяется в соответствии с проводимым анализом и формируемой стратегией по развитию LTE. Ясность по этому вопросу будет к концу 2012 года. Хочу подчеркнуть, что в Пермском крае мы будем строить сеть 4G и полностью выполнять условия лицензии. 
Что изменится для абонентов с приходом в регион технологии 4G? 
— Смотрите, 4G — технология не революционная, а эволюционная. Мы рассматриваем LTE как еще одну технологию, которая становится доступной для обеспечения качественного абонентского обслуживания в области мобильной передачи данных. Могу сказать: по опыту европейских операторов, взрывного роста числа абонентов, использующих этот стандарт, в ближайшее время мы не ожидаем. 
Несколько факторов влияют на это: во-первых, на рынке отсутствуют в массовом распространении устройства с поддержкой 4G; во-вторых, технология 3G обеспечивает клиентов мобильным высокоскоростным интернетом, и резервы у формата еще огромные. Смотрите: сегодняшние потребности пользователя с лихвой покрываются 3G, у него средняя скорость передачи — 2-4 мегабит в секунду, для просмотра видео хватает 5 мегабит, а 10 мегабит с лихвой покрывают все потребности. 4G обеспечит скорость до 100 мегабит. Можно будет скачать за полчаса десятки фильмов — другой вопрос, есть ли в этом потребность? Поэтому мы продолжаем готовить нашу сеть к запуску LTE, при этом видим большой потенциал развития сети 3G. В 2012 году начали активное строительство сети в Коми-пермяцком автономном округе в рамках заключенного в 2010 году с оглашения о социально-экономическом сотрудничестве между ОАО «ВымпелКом» и администрацией губернатора Пермского края. В ряде территорий Коми-округа можно констатировать недостаточное развитие мобильной связи, кроме того мы пришли в округ с 3G покрытием. Второй приоритетный проект — покрытие трасс и пригородных территорий городов и райцентров Пермского края. 
Как вы относитесь к тому, что в скором времени можно будет сменить оператора, сохранив номер? После этого произойдут какие-либо кардинальные изменения на рынке мобильной связи? 
— В Пермском крае, как и в России в целом, мы прогнозируем востребованность данной услуги на уровне ниже среднемирового — не более 2-3% от базы абонентов. Резкого увеличения спроса на данную услугу не ожидаем. Количество «плавающих» абонентов, которые переходят от оператора к оператору, составляет порядка 3-4% от общего количества. Но это не означает, что все из них будут заинтересованы в этой услуге. Она будет интересна тем абонентам, которые пользуются своим номером длительное время, например, порядка 7-10 лет. В эту категорию попадают люди с разным уровнем доходов и разного социального статуса. В потенциальных интересантах чуть меньше молодежи. Молодые люди открыты всему новому и легко меняют номера и операторов, выбирая для себя наиболее удобный тариф. 
Как вы относитесь к активно обсуждаемой идее отменить внутрисетевой роуминг? 
Существование услуги внутрисетевого роуминга в России базируется, во-первых, на ряде пунктов отраслевого законодательства, обязывающих операторов подвижной связи пропускать трафик через наземных операторов. Во-вторых, оно обусловлено другим принципом ценообразования, в отличие от Европы. С учетом размеров страны, мы делим звонки на местную и междугороднюю составляющие, что позволяет значительно снизить стоимость местной связи для абонентов. В России себестоимость обслуживания абонента вне «домашнего» региона в «местные» цены не включена. В европейских странах как правило действуют единые цены на звонки внутри страны, которые, естественно, в разы выше российских цен на локальные соединения.
В то же время, услугами сотовой связи за пределами своего региона, в отличие от местной связи, пользуется несравнимо меньше абонентов — в нашем случае лишь порядка 20% от абонентской базы. Сохранение низких тарифов на местную сотовую связь отвечает интересам большего числа граждан.

При этом для наших абонентов, путешествующих по России, также есть ряд услуг, позволяющих существенно снизить расходы, например, «Роуминг налегке». 75% -80% трафика во внутрисетевом роуминге приходится на абонентов, подключивших услуги, которые позволяют оптимизировать расходы. 

 

Николай Микуров

Родился в 1955 году в городе Шумиха Курганской области. Закончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта, электротехнический факультет, специальность «Связь». До 2004 года работал на руководящих должностях в структурах Министерства путей сообщения. С 2004 года пришел на работу в Курганский филиал «ВымпелКом» на должность технического директора. В апреле 2005 года назначен директором Курганского филиала. С декабря 2007 года вступил в должность директора Пермского филиала. 

Поделиться:
Все новости компаний