Два года назад в краевой филармонии в рамках проекта «Сделано в Перми» с успехом прошел фестиваль Майкла Наймана. Тогда же с известным английским композитором была достигнута договоренность, что именно в нашем городе состоится премьера его нового произведения. 6 октября собравшиеся в Органном зале смогли услышать концертные исполнения «Пролога» к опере Генри Пёрселла «Дидона и Эней» Наймана и непосредственно саму оперу Пёрселла. Новый музыкальный проект стал совместной работой краевой филармонии и театра оперы и балета.
На одной сцене объединились сразу несколько творческих команд: камерный оркестр Государственной академической капеллы России (дирижер Филипп Чижевский), солисты из России — Мариинского театра, в творческом багаже которого не один экспериментальный проект, и Уральского государственного камерного хора, оркестр и хор Music Aeterna под управлением Теодора Курентзиса, оперные звезды из Беларуси, Германии, Греции, Швеции, пермский хор «Млада», артисты «Театра-Театра». В самом «Прологе» совмещены художественное слово и музыка.
Одновременно на сайте ParaClassiсs.com велась онлайн-трансляция концерта на весь мир. По данным службы техобеспечения, трансляцию смотрели даже в Детройте!
«Опера в опере» — музыка к никогда не существовавшему прологу к самому известному произведению Пёрселла. Подобное явление в опере является событием уникальным, а вот современный кинематограф прекрасно оперирует таким жанром, как приквел: когда нет возможности снять продолжение успешной кинокартины, снимают фильм, рассказывающий предысторию.
Либретто оперы на русском языке написала известный российский поэт Вера Павлова, а ее муж — американский переводчик Стивен Сеймур — сделал эквиритмический перевод на английский, и теперь оперу можно исполнять на двух языках. Сюжетная линия завязана на историческом факте: впервые опера «Дидона и Эней» была поставлена в пансионе для благородных девиц в Челси в 1689 году. При этом сюжет не реконструирует события, а рассказывает оригинальную историю про то, как пансионерки ставят оперу Пёрселла, какие страсти кипят вокруг распределения ролей и какие мистические совпадения иногда определяют развитие событий. Получается, что артисты исполняют роли учениц и преподавателей, вживающихся в роли Дидоны, Энея, ведьм и других персонажей оперы Пёрселла.
Композитор Майкл Найман во всем мире известен как адепт минимализма, и в музыке для новой оперы он остался верен себе. «Если говорить о партитуре оперы, то я бы сказал, что это смесь минимализма, барокко и буги-вуги», — говорит Филипп Чижевский, участник проекта, дирижер Камерного оркестра Государственной академической капеллы России. Присутствуют в партитуре и мелодии народных английских и шотландских песен, переплетающиеся с ритмами рок-музыки.
Опера сегодня, пожалуй, — самый консервативный из всех видов современного искусства, при этом и критики, и театральные деятели уже давно ведут разговоры о том, как должна выглядеть современная оперная постановка. Но большие театры, желая сделать репертуар актуальным, просто переносят действие классических опер в наши дни, переодевая актеров в костюмы модных трендов. Или «затачивают» более или менее подходящую классическую вещь под текущий политический момент. «Но опера — это не только костюмы, сценография и работа постановщика, — убеждена Галина Кокоулина, директор Пермской краевой филармонии. — Это прежде всего музыка. И новый проект Пермской филармонии и Майкла Наймана «Dido. Пролог» — смелый шаг к освоению нового и неизведанного пространства современной оперы. Пермская филармония идет на эксперименты, которые порой носят рискованный характер».
И следующее подтверждение тому — уникальный концерт единственного в мире Венского овощного оркестра (Австрия), который состоится уже 30 октября.