Газета
  1. Газета
 08 октября 2012, 13:20  

На примере спорта

На примере спорта
Краевые законодатели изучали сильные и слабые стороны программно-целевого метода бюджетного планирования. Базовым документом для дискуссии стала программа развития физкультуры и спорта.

 В пермском спортивном комплексе имени В.П. Сухарева состоялось выездное заседание комитета по бюджету Законодательного Собрания Пермского края. Депутаты разбирали преимущества и недостатки программно-целевого метода в бюджетном планировании. «Живым материалом» для обсуждения послужила долгосрочная целевая программа (ДЦП) «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы» (подробнее см. справку).

 
Обсуждение
Тема развития физкультуры и спорта оказалась близка многим депутатам, которые активно задавали вопросы. Сергей Клепцин поинтересовался судьбой СК «Олимпия» в Перми. 
«В рамках завершения подготовки спортивного комплекса и пристройки к нему малого бассейна для проведения спортивных соревнований (в т.ч. чемпионата России) ведутся переговоры с проектировщиками и инвесторами. Также с этим проектом планируется войти в федеральную целевую программу. Мы ждем, когда с инициативой выйдет руководство комплекса, которому поставлены жесткие сроки», — пояснил министр физкультуры и спорта Павел Лях. 
Депутат Александр Телепнев посетовал на недостаточное включение города Перми в краевые программы развития физкультуры и спорта. «За неимением хороших спортивных площадок в крае представленный нам комплекс им. Сухарева скоро будет передан в краевую собственность. В связи с этим хотелось бы узнать, как обстоит дело с доступностью спортивных секций в Перми?»
«Краевой центр, к сожалению, мало задействован в данной программе. По комплексу действительно принято решение о передаче его краю с 1 января, при этом количество детей, занимающихся в нем, сохранится на прежнем уровне», — ответил министр физкультуры и спорта.
Владимир Нелюбин поинтересовался перспективами развития паралимпийского движения в Пермском крае и подчеркнул необходимость создания спортивной школы для детей-инвалидов.
«В программе есть мероприятия, направленные на данную группу граждан. Это закупка спортивного инвентаря и приобретение спортивных абонементов (на это потрачено 500 тыс. рублей в этом году, а в следующем сумма возрастет до 2 млн рублей), фактически проект из реабилитационного превратился в спортивный», — проинформировал г-н Лях. 
 
Новые подходы
Пересмотр подходов к формированию бюджета является федеральным трендом, который призван повысить эффективность бюджетных расходов. Такая необходимость объясняется несовершенством постатейного бюджетирования (низкий уровень ответственности и заинтересованности чиновников в экономии средств). Основным инструментом реализации являются целевые программы, которые могут быть долгосрочными и ведомственными и реализовываться на всех уровнях власти. Для обеспечения этих программ формируется специальный бюджет, который систематизирует все расходы по отдельным областям. Тем самым обеспечивается единство стратегических целей в той или иной сфере и выделяемого финансирования. Сам бюджет в этом случае одновременно является и инструментом планирования социально-экономического развития.
«Предполагалось, что уже с 2013 года федеральный бюджет должен быть программным, но новый финансовый документ внесен в традиционном варианте. Для субъектов Федерации формирование подобного бюджета носит рекомендательный характер. В Пермском крае переход на программное бюджетирование планировалось провести в 2014 году, но сегодня понятно, что сроки сдвигаются, т.к. необходимо проделать большую работу по разработке нормативных документов, методических материалов и подготовке самих программ. Кроме того, нет единства — что понимать под целевой программой», — отметила министр финансов Пермского края Ольга Антипина.
 
Оценить недостатки
На примере ДЦП «Развитие физкультуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы» участники заседания обсудили и недостатки нового подхода.
«Есть проблемы с мониторингом реализации программ, которые охватывают очень узкий срез расходов бюджета. В результате нет полной картины, а собрать всю информацию фактически невозможно. Программы сегодня являются дополнениями к текущему финансированию отраслей (например, удельный вес указанной выше программы в общем объеме финансирования физкультуры и спорта составляет не более 24%). Также отмечается слабый уровень самого процесса планирования», — выделила основные слабые стороны аудитор КСП Пермского края Людмила Иконникова.
Основную же проблему озвучила председатель комитета по бюджету ЗС Пермского края Елена Зырянова: «На сегодняшний день мы сами (представители органов государственной власти, прим. «bc») не готовы к переходу на программные методы работы, т.к. это очень сложный процесс, для которого необходима высокая квалификация. Возможно, в дальнейшем нам придется прибегнуть к помощи специальных консалтинговых организаций».
Непосредственно по итогам выездного заседания депутаты решили проследить за соответствием «спортивной» ДЦП ранее утвержденной концепции и поручили правительству представить до 12 ноября отчет о ее исполнении. Кроме того, будет уточнен срок совершенствования нормативных документов по разработке, формированию и мониторингу ДЦП в крае. 
 
Справка «bc»
Целью программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы» является увеличение численности населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, создание условий, механизмов, обеспечивающих формирование здорового образа жизни, развитие спорта высших достижений, воспитание олимпийского резерва и укрепление имиджа края на российской и международной спортивной арене.
На период реализации программы предусмотрено финансирование в объеме 6,3 млрд рублей. Среди направлений выделены: «Массовый спорт», «Спорт высших достижений», «Пропаганда физкультуры и спорта», «Кадровый потенциал», «Создание спортивной инфраструктуры».
Основные результаты реализации программы в 2011 году: 10% населения вовлечено в занятия физкультурой и спортом в клубах по месту жительства; 310 спортсменов в составе сборных команд; 7 спортсменов в составе олимпийской сборной; 6% от общего объема информации в СМИ заняли физкультурно-спортивные программы, передачи и публикации.
Перевыполненными оказались следующие показатели: количество созданных спортивных клубов — 74, при плане 60; доля школьников, систематически занимающихся физкультурой и спортом, — 41,5%, при плане 38%; доля школьников, сдавших норматив «умеет плавать», — 88,1%, при плане 77% (основной задачей здесь было предотвращение случаев гибели детей на воде, пояснил Павел Лях); призовые места, занятые пермскими спортсменами на российских и международных соревнованиях, — 2230 ед., при запланированных 400; количество квалифицированных тренеров, работающих по специальности, — 6000. 
Не в полном объеме достигнут показатель «Доля граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом», при плане 18% он составил 16,3%. Однако даже с таким результатом Пермский край по этому показателю занимает 22-е место по России и 7-е в Приволжском федеральном округе. 
Все новости компаний