Продукт: «Король острова Бастой»
Режиссер: Мариус Хольст
Никто не поверит, а ведь уже через десяток лет скандинавское кино станет таким же значимым объектом внимания, как современные французские или английские картины. Точнее, закончится эра восхищения фон Триером и Бергманом - и наступит этап формирования новой киноментальности, создаваемой норвежскими, датскими и финскими режиссерами.
«Король острова Бастой» - буревестник, гордо реющий над болотом нынешнего фестивального кино и предвещающий нешуточный всплеск дремавшего доселе нордического характера. Именно характером отличаются скандинавские режиссеры от своих разомлевших под европейским солнцем коллег. Их ленты как будто скупы — на колорит, слова, действия, намного больше времени уделено атмосфере и образу мыслей главных героев. Фактически это замах на новый формат кинематографического эпоса — реинкарнацию исландских саг. Заунывное повествование длиной несколько десятков страниц создается не с целью нравоучений или фиксации исторических событий, но с тем, чтобы продемонстрировать размах смелости главного героя и мотивацию его безумного мужества.
«Король острова Бастой» - о мужестве. То есть сначала он о юношах, пытающихся выжить в колонии-поселении и перебороть беспринципное нахальство и жестокость тамошних надсмотрщиков, а уже потом о мужестве. «Однажды я видел кита, который плыл, пронзенный тремя гарпунами, - говорит главный герой. - Он был весь в шрамах от былых сражений».
Привыкшие к невыразительным и пустоватым лентам скандинавских режиссеров зрители, пожалуй, будут шокированы вспыхнувшей перед ними галереей образов и событий. И если раньше просмотр «северного» кино походил на двухчасовую игру в гляделки со стеной, то Мариус Хольст опроверг эту тенденцию.
А вообще, не в скандинавском кинематографе дело. Можно долго и со смаком объяснять, почему «Король острова Бастой» обязан собрать богатый урожай на всех доступных кинофестивалях. Можно восторгаться уровнем постановочной работы и актером, исполняющим главную роль (он напоминает слегка повзрослевшего Антуана Дуанеля из бесподобных «Четырехсот ударов» Трюффо). Можно завидовать восхитительным норвежским пейзажам и типажам, которые сами просятся в кадр. А можно принять «Короля острова Бастой» как данность и фильм, обязательный к ознакомлению и познанию. Правда, нужно учесть, что лента будет как бы сопротивляться «невооруженному» взгляду, отпугивать жестокостью, но осиливший ее запомнит каждую минуту.
Хэппи-энд противопоказан этой истории, поэтому он как бы скрыт за ее пределами и относится не к главному герою — а к тем, кого он пытался убедить в правильности своего пути. К ним, по-видимому, принадлежат и зрители.
Вердикт «bc»: смело