Газета
  1. Газета
 10 сентября 2012, 13:20  

Книга

Книга
Автор: Сильвия Аваллоне Продукт: «Стальное лето»
По-европейски мягкая обложка и автор-итальянка обещали, что «Стальное лето» — в отличие от массового продукта отечественной литературы — окажется легким, но занимательным чтением. Обычно чего-то подобного принято ожидать от западных сериалов, пусть незамысловатых, но сделанных на порядок более качественно, чем убогие и лубочные российские аналоги. На деле же книга вызвала лишь разочарование.
Дебютный роман молодой писательницы погружает нас в суровый мир рабочей окраины небольшого итальянского городка. Грубые мужчины вкалывают на сталелитейном заводе, усталые некрасивые женщины ведут хозяйство не поднимая головы, молодежь бросает учебу и проводит все время на пляжах и в дешевых барах, промышляет мелким воровством и нюхает кокаин. Подростки в пубертатной буре ищут приключений. 
И тут российский читатель чувствует себя слегка обманутым, потому что итальянские гопники на деле мало чем отличаются от российских собратьев, а история Аваллоне похожа как две капли на все остальные истории о жизни «на районе», с избытком производимые в современной литературе, драматургии и кино. Причем если у той же Гай Германики мы видели предельно честное воспроизведение неприглядных реалий, то Аваллоне явно недостает то ли смелости, то ли жизненного опыта, и ее повествование выглядит как облегченная и слегка прилизанная версия происходящего. Однако у себя на родине книга имела оглушительный успех, стала лауреатом нескольких литературных премий и превратилась в бестселлер. Видимо, в Италии чернушный реализм как направление в искусстве пока в новинку.
Написано «Стальное лето» безжалостно плохо. Аваллоне собрала, кажется, все возможные штампы и банальности. Впрочем, не исключено, что свою роль тут сыграл посредственный перевод. Сама история с первых страниц кажется несколько вымученной и нарочитой, но по мере чтения неизбежно становится интересно, чем же все это закончится. Благодаря обилию действующих лиц и нескольким неожиданным поворотам Аваллоне все-таки удается удержать внимание читателя и протащить его через дебри повествования к драматичному финалу.

В целом из «Стального лета» вышел бы неплохой фильм, имеющий шансы зацепить фестивальную конъюнктуру: всё-таки темы взросления на фоне общего социального неблагополучия уже несколько лет держатся в мейнстриме. При довольно динамичном сюжете экранизация компенсировала бы скучные диалоги хорошей актерской игрой и заменила шаблонные описания натуралистичными декорациями. Однако и сам по себе роман небезынтересен, хотя бы как образец «несерьезной» западной литературы — без букеров и претензий. 

Все новости компаний