Культура
  1. Культура
 08 сентября 2012, 15:12   1142

Что посмотреть и что почитать - рекомендации "bc" на выходные

Что посмотреть и что почитать - рекомендации "bc" на выходные

Продукт: «Король острова Бастой»
Режиссер: Мариус Хольст

Что посмотреть и что почитать - рекомендации Никто не поверит, а ведь уже через десяток лет скандинавское кино станет таким же значимым объектом внимания, как современные французские или английские картины. Точнее, закончится эра восхищения фон Триером и Бергманом - и наступит этап формирования новой киноментальности, создаваемой норвежскими, датскими и финскими режиссерами.

«Король острова Бастой» - буревестник, гордо реющий над болотом нынешнего фестивального кино и предвещающий нешуточный всплеск дремавшего доселе нордического характера. Именно характером отличаются скандинавские режиссеры от своих разомлевших под европейским солнцем коллег. Их ленты как будто скупы — на колорит, слова, действия, намного больше времени уделено атмосфере и образу мыслей главных героев. Фактически это замах на новый формат кинематографического эпоса — реинкарнацию исландских саг. Заунывное повествование длиной несколько десятков страниц создается не с целью нравоучений или фиксации исторических событий, но с тем, чтобы продемонстрировать размах смелости главного героя и мотивацию его безумного мужества.

«Король острова Бастой» - о мужестве. То есть сначала он о юношах, пытающихся выжить в колонии-поселении и перебороть беспринципное нахальство и жестокость тамошних надсмотрщиков, а уже потом о мужестве. «Однажды я видел кита, который плыл пронзенный тремя гарпунами, - говорит главный герой. - Он был весь в шрамах от былых сражений». Хэппи-энд противопоказан этой истории, поэтому он как бы скрыт за ее пределами и относится не к главному герою — а к тем, кого он пытался убедить в правильности своего пути. К ним, по-видимому, принадлежат и зрители.

Вердикт «bc»: смело
 

Продукт: «Стальное лето»
Автор: Сильвия Аваллоне

Что посмотреть и что почитать - рекомендации По-европейски мягкая обложка и автор-итальянка обещали, что «Стальное лето» - в отличие от массового продукта отечественной литературы - окажется легким, но занимательным чтением. Обычно чего-то подобного принято ожидать от западных сериалов, пусть незамысловатых, но сделанных на порядок более качественно, чем убогие и лубочные российские аналоги. На деле же книга вызвала лишь разочарование.
Дебютный роман молодой писательницы погружает нас в суровый мир рабочей окраины небольшого итальянского городка. Грубые мужчины вкалывают на сталелитейном заводе, усталые некрасивые женщины ведут хозяйство не поднимая головы, молодежь бросает учебу и проводит все время на пляжах и в дешевых барах, промышляет мелким воровством и нюхает кокаин. Подростки в пубертатной буре ищут приключений.
И тут российский читатель чувствует себя слегка обманутым, потому что итальянские гопники на деле мало чем отличаются от российских собратьев, а история Аваллоне похожа как две капли на все остальные истории о жизни «на районе», с избытком производимые в современной литературе, драматургии и кино. Причем, если у той же Гай Германики, мы видели предельно честное воспроизведение неприглядных реалий, то Аваллоне явно недостает то ли смелости, то ли жизненного опыта, и ее повествование выглядит как облегченная и слегка прилизанная версия происходящего. Однако у себя на родине книга имела оглушительный успех, стала лауреатом нескольких литературных премий и превратилась в бестселлер. Видимо, в Италии чернушный реализм как направление в искусстве пока в новинку.
Написано «Стальное лето» безжалостно плохо. Аваллоне собрала, кажется, все возможные штампы и банальности. Впрочем, не исключено, что свою роль тут сыграл посредственный перевод. Сама история с первых страниц кажется несколько вымученной и нарочитой, но по мере чтения неизбежно становится интересно, чем же все это закончится. Благодаря обилию действующих лиц и нескольким неожиданным поворотам Аваллоне все-таки удается удержать внимание читателя и протащить его через дебри повествования к драматичному финалу.
В целом из «Стального лета» вышел бы неплохой фильм, имеющий шансы зацепить фестивальную конъюнктуру: всё-таки темы взросления на фоне общего социального неблагополучия уже несколько лет держатся в мейнстриме. При довольно динамичном сюжете экранизация компенсировала бы скучные диалоги хорошей актерской игрой и заменила шаблонные описания натуралистичными декорациями. Однако и сам по себе роман не безынтересен, хотя бы как образец «несерьезной» западной литературы — без букеров и претензий.

Рекомендация «bc»: ознакомиться из любопытства
 

Поделиться:
Все новости компаний