Пермская полиция завершила работу над ошибками, которые выявил Ленинский районный суд при рассмотрении уголовного дела Эдуарда Каравацкого. 6-месячное дополнительное расследование привело к тому, что сумма ущерба, якобы причиненного бизнесменом государству при строительстве частного кондитерского цеха в Верхней Курье, сократилась в 4 раза. 27 июня 2012 года Эдуарду Каравацкому предъявили новое обвинение по 7-ми эпизодам мошенничества, которые ранее уже ставились в вину предпринимателю. Но общая сумма ущерба теперь снизилась до 4,3 млн рублей. Защита намерена добиваться прекращения уголовного преследования своего доверителя — за отсутствием состава преступления.
Уголовное дело по факту необоснованного возмещения НДС для ООО «НВР-Инвест» на сумму 3,7 млн рублей было возбуждено 14 апреля 2011 года. На другой день полиция задержала единственного учредителя и директора — Эдуарда Каравацкого, предъявив ему обвинение в тяжком экономическом преступлении. Согласно версии СЧ ГСУ ГУ МВД РФ по Пермскому краю, бизнесмен похитил эти деньги из федерального бюджета путем обмана и злоупотребления доверием, совершенного путем предъявления в ИФНС по Ленинскому району Перми налоговых деклараций с заведомо ложными сведениями за 1 квартал 2009 года. Затем в одно производство соединили еще 6 подобных расследований о действиях бизнесмена в 2007-2009 годах. Следствие оценило общий ущерб в 17 млн рублей.
16 апреля 2011 года Ленинский районный суд Перми арестовал не признавшего вину Каравацкого. Все ходатайства защиты изменить меру пресечения в ходе предварительного следствия встретили отказ. Так, 20 октября на заседании Пермского краевого суда, проверявшего обоснованность очередного продления ареста, адвокат Евгения Королева предложила внести за освобождение денежный залог в 1 млн рублей. Решающим стал довод прокурора Светланы Грибановой о том, что «Каравацкий оказывал влияние, координировал по мобильному телефону действия свидетелей — уже находясь под стражей».
Обвиняемый находился в заключении 8,5 месяцев и был освобожден только 26 декабря. Судья Ленинского районного суда Евгения Баксанова установила: «В ходе судебного заседания обстоятельства, послужившие основаниями для избрания в отношении Каравацкого Э.С. меры пресечения в виде заключения под стражу, не нашли своего подтверждения». Бизнесмена освободили в зале суда под подписку о невыезде и надлежащем поведении. А уголовное дело вернули в прокуратуру Ленинского района Перми, утвердившую обвинительное заключение — для устранения полицейских нарушений.
В постановлении от 26 декабря судья Евгения Баксанова отметила: «Предъявленное обвинение не содержит сведений о полномочиях Каравацкого Э.С., используя которые он давал указания главному бухгалтеру составлять налоговые декларации; сведений, каким образом происходило завышение налоговых вычетов; какие сведения в налоговых декларациях являются ложными… Таким образом, в описательной части не указан конкретный способ совершения подсудимым преступления. Кроме того, в судебном заседании не нашел подтверждения и тот способ совершения преступлений, который предъявлен органом предварительного расследования».
Защита изначально говорила о сомнительности собранных в 9 томов доказательств. По словам адвоката Евгении Королевой, 4,5 тома занимают финансовые документы — подшитые для искусственного создания объемности дела. К уликам также приобщены и полицейские данные о бизнесмене Игоре Каменских. Между тем, Каменских не проходит по делу даже свидетелем, как сообщил «bc» адвокат Андрей Радостев.
Спустя полгода после возврата уголовного дела на дополнительное расследование полиция осталась на тех же позициях. В новом обвинении опять говорится, что до 17 мая 2007 года Каравацкий приобрел регистрационные и учредительные документы ООО «РегТайм». Единственный учредитель и директор Ксения Соловьева участия в деятельности компании не принимала. С 21 апреля 2008 года она назначила директором вместо себя «охранника ООО «Гаура» Бушуева В.В.», который так же был лишь номинальным руководителем. Зато он подписывал необходимые документы и обналичивал деньги по банковским чекам, как утверждает следствие.
Следствие не устранило препятствий для вынесения законного и обоснованного приговора или иного решения, которые ранее выявил Ленинский районный суд — полагает защита. Адвокат Андрей Радостев рассказал «bc» о том, что намерен поставить вопрос о прекращении уголовного преследования за отсутствием криминала в действиях Эдуарда Каравацкого. Ведь в сущности полиция лишь подсластила горечь своей прежней пилюли.
Хотя размер причиненного ущерба снижен с 17 до 4,3 млн рублей, квалификация осталась прежней. За каждый из 2-х эпизодов мошенничества в особо крупном размере обвиняемому грозит до 10 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей и за каждый из 5-ти эпизодов мошенничества с использованием служебного положения, а также в крупном размере — до 6 лет заключения со штрафом до 10 тыс. рублей.
Пока Эдуард Каравацкий находился в СИЗО, счета его предприятий и личное имущество были арестованы. Банки-кредиторы потребовали реализации залога в виде кондитерского цеха по ул. Борцов Революции, 8а, оцененного Сбербанком РФ в 136 млн рублей. Задолженность по кредиту, полученному на строительство, в феврале 2012 года составляла около 30 млн рублей. В настоящее время предприниматель выставил этот актив на продажу.