Газета
 09 июля 2012, 13:20   1988

УФНС предупреждает

УФНС предупреждает
Руководитель Управления федеральной налоговой службы по Пермскому краю Лидия Стругова — о борьбе с неплатежами, влиянии пониженной ставки налога на прибыль на экономику края и о том, что каждый суд с участием налогового инспектора должен быть выигран.

 Лидия Родионовна, каковы на сегодняшний день основные проблемы и тенденции в налоговой сфере Пермского края?

— Тенденции видятся достаточно четко — это планомерное движение к мировым стандартам налогового администрирования. Ключевым направлением движения, безусловно, является информатизация, в первую очередь, внедрение электронного документооборота, как внутри налоговой системы, так и во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Мы разрабатываем и предлагаем людям реально необходимые интернет-сервисы. В результате меняется не только внешний облик службы, но механизмы ее функционирования, а также восприятие налогоплательщиками налоговой системы в целом. Сегодня уже более двух третей организаций и половина предпринимателей официальные и неофициальные контакты с налоговой инспекцией осуществляют по интернету. При этом доля таких налогоплательщиков растет. Физическим лицам предоставлена возможность получить интернет-доступ к так называемому «личному налоговому досье». И дистанционно, в режиме on-line, контролировать свою налоговую базу, расчеты, производимые инспекцией, поступление и учет платежей. Для этого нужно быть пользователем Интернета и получить в налоговой инспекции пароль доступа в «Личный кабинет налогоплательщика — физического лица».
Суть второго направления состоит в активном поиске путей повышения результативности контрольной работы налоговых органов. К ней сегодня предъявляются все новые требования: быстрота реакции на изменения ситуации и законодательства, необходимость более четкого закрепления доказательной базы, готовность налоговых инспекторов отстаивать свои выводы и оценки в судах. Для этого в перечень критериев оценки эффективности деятельности инспекций включены такие показатели, как процентное соотношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным спорам с налогоплательщиками, а также соотношение количества жалоб, рассмотренных в досудебном порядке вышестоящими налоговыми органами к количеству заявлений по налоговым спорам, предъявленных налоговым органам и рассмотренных судом.
Идея проста: если уж идет налоговый инспектор в суд, то процесс следует обязательно выиграть. Соответственно, доказательную базу готовить так, чтобы не было ни малейших сомнений в правомерности налоговых претензий к налогоплательщику. Трудоемко, сложно, ответственно? Безусловно. Тем не менее, вектор движения именно в этом направлении. Поэтому приходится соответствовать, менять подходы к работе и оценивать ее результаты с принципиально иных позиций.
Напрашивается вопрос — как все это отражается на налоговых поступлениях? Как известно, задачу обеспечения бюджета по доходам с налоговой службы никто не снимал?
— Естественно. И здесь нужно понимать вот что: есть задачи перспективного характера и есть задачи сегодняшнего дня. Не скажу, что есть прямая зависимость. Объемы налоговых поступлений — итог действия множества факторов, от тенденций в макроэкономике до уровня налоговой культуры налогоплательщиков. Тем не менее, от того, насколько рационально и продуманно функционирует механизм налогового администрирования, зависит очень многое. 
Для добросовестных налогоплательщиков важно качество предоставления государственных услуг, удобство или комфорт при исполнении налоговых обязательств, а также защищенность от неправомерных действий и злоупотреблений. Для тех, кто нарушает налоговое законодательство — постановка непреодолимых барьеров и обеспечение неотвратимости наказания. Для раздумывающих, по какому пути пойти — постоянная угроза наказания и риск финансовых потерь в виде налоговых санкций.
Приведу данные из нашей официальной отчетности. В прошлом году по результатам 1173 выездных налоговых проверок к уплате в бюджет в регионе дополнительно начислено более 3,6 млрд рублей налогов, штрафов и пени. Чем не фактор влияния на ситуацию? Кстати, за 2011 год поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации превысили в регионе 181,3 млрд рублей, при росте объемов на 34,7 %. За пять месяцев текущего года показатели аналогичного периода прошлого года увеличены более чем на треть: в бюджетную систему страны от налогоплательщиков Пермского края поступило более 93 млрд рублей налогов и сборов.
Что является основным источником пополнения бюджета?
— Это зависит от того, какой уровень бюджета мы будем рассматривать. В федеральном бюджете по данным за 5 месяцев текущего года — 54.8 % — НДПИ, 30,3 % — НДС. Основная доля поступлений в краевой бюджет обеспечена поступлениями налога на прибыль организаций (52,7 %), налога на доходы физических лиц (20,7 %), акцизов (9,5 %). В местных бюджетах основу составляет налог на доходы физических лиц — 60 %, земельный налог — 27 %, единый налог на вмененный доход — 7,4 %.
Получается, для края очень велика роль налога на прибыль. В связи с этим вопрос — в крае уже несколько лет действует пониженная ставка. При этом звучит достаточно много критики в адрес такого решения. Какие "за" и "против" вы в этом видите? Насколько оправданной мерой это является?
— Предлагаю посмотреть на вопрос с нескольких точек зрения. Прежде всего, речь идет о нормативно правовом акте — региональном Законе «О налогообложении в Пермском крае». Поэтому отношение к нему со стороны налоговых органов подобающее — все субъекты права обязаны закон исполнять, пока он не будет изменен или отменен. Это первое.
Второе: есть официальная статистика за период действия закона с 1 января 2006 года. В целом она позитивна. И я бы обратила внимание на то, что принятое решение неплохо проявило себя в кризис. Кстати, опыт региона был фактически использован при разработке федеральной антикризисной программы, когда с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль и на федеральном уровне была также снижена на 4 процента.
Конечно, нужно смотреть, какие факторы оказывают на процесс определяющее влияние. Снижение ставок, цены на энергоносители или что-то иное? Вероятно, все работает в комплексе. Оценивать результат предоставим финансовым аналитикам. Тем не менее, с точки зрения учета налоговых поступлений, взаимосвязь просматривается.
Ответить на вопрос, как повлияли принятые решения на инвестиционную привлекательность региона, для меня, как представителя налоговой службы, достаточно сложно. По крайней мере, существенного позитива в этом вопросе я не вижу, хотя и оттока налогоплательщиков в другие регионы тоже нет. Очевидно, исследования одного аргумента для оценки ситуации в этой плоскости не достаточно. Анализировать нужно все факторы в комплексе.
Наконец, третье обстоятельство, на которое, на мой взгляд, нужно обратить внимание. Практика показывает — при формировании перечня условий, дающих право на получение налоговой льготы, в законах порой остается так называется «открытое окно», в которое охотно устремляются любители схем минимизации налогообложения. Последствия этого и для бюджета, и для системы налогового администрирования, и для судебной системы крайне негативные. Поэтому налоговая служба всегда стоит за максимальное упрощение администрирования, однозначность формулировок в законе и реальную возможность для контроля его исполнения. 
Предлагаю вернуться к проблемам. Известно, что одна из них — неплатежи. Как оценивается ситуация с налоговой задолженностью? 
— Действительно, это проблема. Причем, достаточно острая, с большой историей. С неплатежами и наращиванием налоговой задолженности налоговая служба вплотную столкнулась на пике экономического кризиса. В течение нескольких лет мы пытались остановить ее рост. В 2011 году это удалось сделать на отметке порядка 17 млрд рублей. На 2012 год сформулирована задача повернуть тенденцию вспять. По итогам 1 квартала некоторые подвижки наметились. Надеемся, что и по итогам полугодия тенденция сохранится. Для этого налогоплательщикам нужно адекватно оценить ситуацию и понять: своевременным расчетам с бюджетом альтернативы нет. Налоговые инспекции края совместно с правоохранительными органами, в том числе, со службой судебных приставов, настроены на самые жесткие и решительные действия.
Состав первой двадцатки крупнейших должников с начала года практически не изменился. Как решается этот вопрос?
— На большинстве предприятий идет процедура банкротства. Процесс сложный и многогранный. В том числе, с социальными последствиями. Налоговая служба, как представитель государства, в этой процедуре добивается и будет добиваться, чтобы бюджет ущемлен не был. В отношении ряда предприятий применяются меры принудительного взыскания, предусмотренные налоговым законодательством. Инспекции с должниками ведут индивидуальную профилактическую работу: приглашают руководителей и учредителей, предупреждают об ответственности за налоговые преступления, в том числе публично, с освещением таких мероприятий в СМИ.
Насколько остро стоит в крае проблема ухода от налогов? Какие наиболее громкие случаи были замечены за последнее время? Какую ответственность понесли виновные? 
— Приведу данные из нашей официальной отчетности. В прошлом году правоохранительными органами по 15 материалам налоговых проверок возбуждены уголовные дела. Совместная работа продолжается и в текущем году. По данным на 1 июня 2012 года в следственные органы налоговыми инспекциями края направлено уже 204 материла по итогам проверок. Большинство правонарушений связано с попытками неправомерного возмещения НДС. О конкретных фактах мы, по мере возможности, информируем общественность через наш сайт. Как пример, можно привести публикацию о рассмотрении в суде материалов уголовного дела в отношении руководителя ООО «Великороссы» Тофика Абдуллаева из Соликамска.
Как УФНС решает проблему коммуникации с населением? Расскажите подробнее об он-лайн сервисах, предоставляемых УФНС.
— О некоторых из них, отвечая на первый вопрос, я уже рассказала. Но хотелось бы обобщить. В 2010 году по инициативе руководителя ФНС России Михаила Мишустина была разработана и предложена новая Концепция организации работы с налогоплательщиками, в которой, с учетом отечественного и мирового опыта, определены ее новые приоритеты. В основу положен принцип сервисно ориентированного подхода, предполагающего переход от формулы «Долго. Сложно. Неудобно» к формуле «Быстро. Просто. Профессионально». 
В первую очередь решается задача внедрения электронных сервисов. На сайте Управления их сегодня более 25-ти. Самыми востребованными оказались сервисы «Узнай свою задолженность», «Узнай свой ИНН», «Единый справочник типовых вопросов и ответов», «Проверь себя и контрагента» и др. 
Совсем недавно заработал сервис дистанционного контроля проверки в инспекции декларации №3НДФЛ. Для налогоплательщиков физических лиц, ожидающих решение на получение социальных или имущественных вычетов, он чрезвычайно актуален.
Поделиться:
Все новости компаний