Пермь, что бы там ни говорили, город если не исключительный, то, по крайней мере, исключительно везучий. На чью еще долю мог прийтись Марат Гельман, культурная модернизация и «Яблоко» Жанны Кадыровой? Ну не на Ханты-Мансийск же, честное слово. Вот и в этот раз уральцам несказанно повезло: город был избран одним из немногих мест краткого пребывания спектаклей — лауреатов авторитетной премии и по совместительству фестиваля «Золотая Маска». В Перми фестиваль обоснуется с 18-го по 27 июня на площадках «Сцены-Молот» и Театра-Театра. Первыми под свет рампы выйдут артисты московской «Студии театрального искусства» под руководством Сергея Женовача. Представляемый ими спектакль «Захудалый род» — лауреат «Золотой Маски» 2007 года в номинациях «Лучший спектакль в драме. Малая форма» и «Лучшая работа режиссера». Спектакль, основанный на неоконченном романе Николая Лескова и исполненный в минималистичной, почти этюдной манере, обладает, как в один голос уверяют критики и зрители, обаянием и гипнотической притягательностью, которой не мешает даже четырехчасовой хронометраж.
«Изотов» — кажущаяся противоположность спектакля Женовача. Но лишь кажущаяся. Постановка режиссера с говорящей фамилией Могучий (Александринский театр, Санкт-Петербург), будто бы изобретенная для малых театров, в самый неожиданной момент распрямляется во весь рост и не помещается не то что на сцене, но и в головах зрителей. Писатель Изотов привозит любовницу в дом своего детства, то есть в пространство незыблемого прошлого, которое на поверку оказывается даже не минувшим, но замершим в стылой ирреальности временем. Это именно «Заповедник» (таково название пьесы Дурненкова, по которой поставлен спектакль), снаружи увешанный предупреждениями «Посторонним вход воспрещен», а внутри предназначенный для жизни, которой здесь уже никогда не будет. Помимо премии за лучшую режиссуру «Изотов» также был удостоен награды за работу художника — она досталась Александру Шишкину, который добавил постановке совсем уж запредельного и фантасмагорического очарования.
Одной из самых значимых премьер московского сезона специалисты признают «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса. И пусть спектакль, презентованный в начале года, еще не успел «грянуть», но по мере обкатки и новых показов создается устойчивое впечатление, что главные премии и награды у постановки еще впереди. Формула успеха «Талантов и поклонников» довольно-таки проста: режиссерское остроумие, актерский состав (в том числе неутомимая Ирина Пегова) и безупречный выбор названия — комедия Александра Островского об интригах престарелого антрепренера против молодой актрисы приходится в пору, думается, любой эпохе и сцене, однако полноту цвета и глубину она приобретает лишь при мастерском исполнении. Карбаускису мастерства не занимать.
«Лир. Комедия» (режиссер Константин Богомолов, театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург) грозит стать одним из самых неоднозначных спектаклей последнего времени — вокруг него уже наломали уйму дров и копий. От трагедии Уильяма Шекспира остались лишь мотивы, действие разворачивается в Москве и Подмосковье, Ленинграде и Берлине в 1940—1945 годах, мужчины здесь играют женщин, а женщины мужчин, беременность «растет» не спереди, а сзади — горбом. Спектакль удивителен во всех смыслах. Константин Богомолов, безусловно, не сумевший угодить всем, достиг наиглавнейшей цели — избежать зрительского нейтралитета.
Впрочем, остаться равнодушным к показам «Золотой Маски» — в любом случае задача не из легких. Последний раз смотр гостил в Перми в 2008 году, а значит, шанс ознакомиться с постановками одного из самых престижных театральных фестивалей можно назвать редким, а возможность увидеть некоторые спектакли и вовсе единственной.