Город
  1. Город
 08 мая 2012, 09:58  

Люди Победы - Стабровский Петр Дмитриевич

Люди Победы  - Стабровский Петр Дмитриевич

В преддверии Дня Победы bc продолжает цикл публикаций в рамках спецпроекта «Люди Победы»

Александр Стабровский, директор Музея истории Пермского государственного университета:

В майские дни, сколько бы ни прошло лет, мы памятью своей неизбежно возвращаемся в трагический 1941–й, ставший для нашей страны, народа началом тяжких испытаний. Мы выстояли. Но долгим был путь к победе… И еще дольше был путь у тех - кто начал войну на финском фронте в 1939 году.

Люди Победы  - Стабровский Петр ДмитриевичМой дед – Стабровский Петр Дмитриевич. Родился он в 1898 году в Люблинской губернии (в имении - д.Красник), в Польше. Его судьба предполагала быть ему профессиональным военным, как все предки по мужской линии (а фамилия ведет к 13 веку) – отец и дед его были генералами… Но лихолетье Первой мировой, а потом и революция в России – все это разорвало наш семейный клан и поневоле дед очутился в Перми. Где двоюродный брат отца командовал полком… Так судьба занесла в наш город. Вскоре он поступил в университет, учился, но в 20-е за «белую кость» вычистили из рядов студентов..

Работал дед где придется, а в марте 1938 он был арестован по доносу: как организатор диверсионной группы в пользу Польши (группа из пяти человек поляков – они все узнали друг о друге лишь на очных ставках)… Жестокое время. Но судьба хранила деда – при смене Ежова Берией было определенное послабление и в январе 1939 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Но власть не оставила деда – и его мобилизовали, а в ноябре дед уже принимал участие в боевых действиях в Финляндии.

Так он очутился в армии, вплоть до 1947 года. За год до моего рождения. С войны пришел дед сержантом. А умер он в 1961 году, когда мне было 13 лет, в возрасте, в котором нахожусь теперь я.

Особых документов не сохранилось – из фотографий лишь эта – малюсенькая порванная и пожелтевшая, но очень нам дорогая. Здесь он сержант – гвардейский значок и медаль «За отвагу» у него на груди.

Прошло пятьдесят лет, когда я видел в последний раз деда живым. И вот я стал историком: много работал с ветеранами, многих заставил написать воспоминания – от заметок до книжек. Сам писал много о тех, кто смертью смерть поправ, погиб на войне. Но не слова о деде.

Вдруг предложили написать. Ночь не спал, собирая детские впечатления от рассказов деда…

Дед был скуп на слова. Да и время еще не пришло, видимо. По настоящему стали вспоминать о войне, о тех кто воевал лишь двадцать лет спустя после Победы – а люди уходили, израненные, изношенные… Так и у деда не выдержало сердце, умер от инфаркта – а работал вполне благополучно, был директором магазина «Автомобиль»…

Из тех детских воспоминаний вспомнилось лишь то, что дед был разведчиком в разведроте на передовой и часто ходил на вражью территорию брать «языка». Знание немецкого и родного польского очень помогали в этих операциях. И не смотря на замкнутый и суровый нрав деда. Он был страшный ерник и шутник, за что попадало ему от тупых командиров, и что мешало в «карьерном» росте. Как сейчас помню, как он вспоминал случай взятия языка – без рукоприкладства, мордобития и прочих физиологий – только властным голосом, тихо, но четко он внушил трем фрицам, среди которых был офицер, что он «властное лицо» из центра. Заставив взять офицера все документы, оружие и провизию и вместе с ординардцем следовать за собой…

Так он получил медаль «За отвагу». Вообще, дед не очень любил вспоминать войну – всегда отшучивался – говоря – твои предки были военными, а ты будь артистом. Артистом я не стал – но вся жизнь связана с творчеством. Так или иначе.


Все новости компаний