Группа полицейских чинов отправляется на ночные поиски места захоронения жертвы бытовой поножовщины. Их поводырем выступает убийца и другой подозреваемый — его незадачливый младший брат. В кромешной темноте посреди одинаково бескрайних полей обнаружить клочок земли с особыми приметами не так уж легко, поэтому путешествие затягивается до утра — за это время прокурор, шеф полиции, судмедэксперт, землекопы и водители успеют многое обсудить, увидеть, почувствовать.
Невнятица разговоров о предсказанных смертях, скитания по пересеченной местности и ночь, лежащая словно бы не во времени, а в пространстве, и это пространство поглощающая, — все это превращает «Однажды в Анатолии» то ли в притчу, то ли в нечто вроде саги, одним словом, в произведение, находящееся за пределами того, что оно из себя представляет на первый взгляд.
Однажды в Каннах фильм Нури Джейлана получил Большой приз жюри — заслуженно и как бы в качестве мольбы о прощении за непутевого зрителя, который почти наверняка не оценит и не простит увесистый хронометраж, показную простоту и абсолютно «некиношную» фактуру лиц главных героев и мест действия.
В сущности, непонятно, для кого, кроме критиков, снималась лента, — сугубо авторское кино без намека на общедоступность. В фильм в буквальном смысле приходится вглядываться — понять или хотя бы разглядеть что-то в непрекращающихся сумеречных скитаниях главных героев на первых порах не выйдет, возможно, для этого потребуется повторный просмотр, но не каждый на это решится.
В марте «Однажды в Анатолии» вышел на DVD-носителях. Ознакомиться с картиной сможет любой, кто желает узнать о трендах современных кинофестивалей. Все остальные, вероятно, пройдут мимо.