Газета
 20 февраля 2012, 13:20   2969

Наивное и вечное

Наивное и вечное
В Музее современного искусства PERMM открылась выставка наивного искусства.

 Выставка «Подари себе радость», открытая в Речном вокзале, представляет произведения самых лучших российских художников, работавших и работающих в жанре наивного искусства. Среди них Елена Волкова, Павел Леонов, Леонид Пурыгин, Любовь Майкова, Евгения Гой, Александр Суворов, Михаил Ржанников. Эти художники неоднократно участвовали в российских и международных выставках и триеннале, имена многих из них внесены в мировую энциклопедию наивного искусства.

Все картины, представленные на выставке, находятся в частных коллекциях, а собрал и привез их в Пермь Сергей Тарабаров — культуролог, коллекционер, куратор, основатель Общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров».
Наивное искусство — картины, скорее даже картинки, словно нарисованные детской рукой, с яркими чистыми красками, без полутонов и без теней, на которых ни один предмет не заслоняет другой и которые почему-то вызывают безотчетную радость. Почти у каждого, кто впервые сталкивается с наивным искусством, сначала возникает шок: «Это искусство?». А затем приходит мысль: «Да я тоже так могу». Не раз слышал такие слова от посетителей выставок наивного искусства и Сергей Тарабаров, куратор выставки. «На это я всегда отвечаю одинаково, — улыбается он. — Как только нарисуешь, так сразу же и приноси — я куплю». Кстати наивное искусство может служить предметом вложения и сохранения средств, в цене оно не падает. Как рассказал Сергей Тарабаров, чтобы купить картину, сравнимую с уровнем работ на пермской выставке, где художники только «первого эшелона», необходимо иметь как минимум 50 тысяч долларов.
Наивным художником нельзя стать, им нужно родиться — и это один из феноменов этого направления искусства. Ни один из известных наивных художников не ведет жизнь профессионального живописца. Все они обычные люди, сельские и городские, чьи профессии никак не связаны с рисованием. Творчество прорывается в таком человеке неожиданно, в любой момент жизни, и, ничего не умея, он начинает безудержно рисовать на чем угодно. Именно так было с Михаилом Ржанниковым — его работы есть на выставке — который первую свою картину нарисовал на загрунтованной простыне акварельными красками. 
Куратор выставки «Подари себе радость» Сергей Тарабаров дает такое определение: «Наивный художник — это такой художник, которому Господь дал возможность переносить на холст красоту земную, но не дал возможности выучиться на художника.
Еще одна из закономерностей наивного искусства — рисовать обычно начинают в зрелом возрасте, и толчком к этому часто служат события личной жизни, причем в основном печальные.
Новые имена в наивном искусстве открывают, как правило, коллекционеры. Они же являются и первыми ценителями, и главными покупателями работ, случается, что и в музеи ничего не попадает. Очень часто именно коллекционеры дают художникам дельные советы или приобщают к другим техникам. Главное попасть в поле зрения знатоков. Так, известный наивный художник Василий Григорьев, который также представлен на выставке, в начале 90-х в Москве на Арбате свои нарисованные на ватмане картинки продавал по 10 рублей за штуку. Там его приметили коллекционеры и предложили перейти с ватмана на холст и масляные краски, так он и сделал, но пейзажи его от этого ничуть не изменились. И это еще одна характерная и странная черта наивных художников — их невозможно (да и не нужно) ничему обучить. Они сразу рождаются с этим умением, и рисует каждый по-своему. Можно долго стоять перед огромными картинами Павла Леонова, все творчество которого навеяно жизнью родного села Меховицы. Полотна большие, многофигурные, состоящие из ряда отдельных сюжетов и наполненные приметами времени, изображениями людей и животных. Наивные художники не знают правил, и все работы Леонова выполнены без учета перспективы, а просто предметы, которые находятся дальше, расположены на картине выше. На своих полотнах Павел Леонов представил свою картину мироздания и свою мечту о мире, живущем в гармонии. В одном из сюжетов картины «Люди, звери и птицы из села Меховицы» на опушке леса рядом стоят лось и белый слон, а бурые медведи скользят на водных лыжах вслед за катером. 
Поначалу удивляет, что на выставке в PERMM нет работ пермских наивных художников, например Рудольфа Тюрина, но оказывается Пермская художественная галерея уже в марте параллельно представит творчество наших мастеров этого направления. Две выставки сразу — наивное искусство берет пермяков в плен.
Поделиться:
Все новости компаний