Уехали в тень

Уехали в тень
Закон о лицензировании такси привел к тому, что 80 % рынка ушло в подполье. Правоохранительные органы ничего с этим сделать пока не могут.

Пермские таксомоторные компании не спешат лицензировать свою деятельность. Согласно принятому осенью минувшего года 69-ФЗ, всем компаниям этой отрасли полагалось до 1 января 2012 года пройти процедуру лицензирования своего таксопарка. По прошествии полутора месяцев после истечения крайнего срока лицензии получили лишь 650 машин из 10–12 тысяч пермских такси. Остальные так и продолжают ездить без разрешения — никаких санкций в их отношении не применяется.

«В результате изменений законодательства 80 % рынка этих услуг ушло в подполье», — отметил председатель профсоюза таксистов Прикамья Михаил Гончаров. Эту информацию он озвучил на заседании специального совета по обсуждению проблем таксомоторного бизнеса при Правительстве Пермского края. Кроме самих операторов туда вошли и. о. министра развития предпринимательства и торговли Пермского края Константин Пьянков, председатель комитета по экономическому развитию и налогам Законодательного собрания Елена Гилязова, а также ряд экспертов. Г-н Гончаров посетовал, что в некоторых случаях предприимчивые нелегалы дошли до полного вывода своего бизнеса из-под действия законодательства о такси. Уже появились особые схемы ухода от ответственности, например, сдача автомобиля в аренду с водителем по цене такси. «Вы звоните в компанию, говорите им, куда хотите поехать. Приезжает машина, водитель сует вам бумажку-документ аренды, которую вы подписываете, и везет вас к месту назначения — все!» — рассказал Михаил Гончаров. «Таксисты расслабились, — считает директор такси «Альфа» Дмитрий Костенев. — До 1 января 2012 года всех пугали, что без оформленных документов на трухлявом и старом авто нельзя будет выйти на линию. Но прошло уже полтора месяца, никакой реакции на нарушение закона нет. Зато с тех, кто получил лицензию и соблюдает стандарты по качеству услуг и безопасности перевозок, спрашивают строго».

Стоит отметить, что для получения разрешения на деятельность компаниям приходится вкладывать до 50 тыс. рублей в каждую машину. Кроме того, сейчас Заксобрание Пермского края рассматривает возможность ввести стандартизированную желтую цветовую схему для всех городских такси. Если она будет принята, то дополнительные расходы на перекраску составят еще 80–90 тыс. рублей на один автомобиль. Затраты уже привели к повышению цен для клиентов. По некоторым оценкам, рост тарифов составил 10–15 %. Эксперты отмечают, что компании-нелегалы остаются в выигрыше, так как не менее половины клиентов больше беспокоит стоимость услуги, чем качество обслуживания и наличие разрешения на осуществление деятельности.

Директор компании «Зеленоглазое Такси» Анна Светлакова убеждена, что предприниматели готовы соблюдать все нормы и правила только в том случае, если надзорные органы будут контролировать соблюдение закона всеми участниками рынка. «Получается, что контроль осуществляется только над добропорядочными игроками — теми, кто обратился за лицензией, кто содержит качественные машины, кто сознательно несет убытки, чтобы работать в правовом поле. В это время фирмы, отказавшиеся перестроить свой бизнес в соответствии с новыми правилами, не испытывают давления со стороны правоохранительных органов и продолжают работать по старым условиям», — отмечает она.

Представитель пермского УВД, присутствовавший на встрече с операторами такси, заявил, что в настоящий момент правоохранительные органы не имеют рычагов воздействия на нелегалов. Штрафная санкция за отсутствие лицензии уже определена, но без необходимых изменений в кодекс об административных правонарушениях и ПДД на федеральном уровне ее невозможно применить на практике. Если нужные поправки в федеральные законы будут приняты Госдумой, наказание за разовый выход на линию без лицензии составит 5000 рублей. По словам Константина Пьянкова, сейчас у добросовестных игроков есть только один выход — обращаться за помощью в УФАС. Такую перспективу участники рынка оценивают скептически. Заместитель руководителя Пермского ФАС Марина Кудрявцева пояснила «bc», что с начала года в управление ни одной жалобы на недобросовестную конкуренцию в сфере такси не поступило. В случае, если такие жалобы будут и ведомство докажет факт нарушения, не лицензированным перевозчикам может грозить штраф в размере от 1 до 15 % годовой выручки.

Проблемой нелегального извоза озабочены и специалисты Министерства транспорта Пермского края. Как сообщил начальник Управления транспортного обслуживания и связи Ростислав Дорошенко, ведомство совместно с надзорными органами (УВД, УГАДН) разрабатывает схемы привлечения нелегальных таксомоторных перевозчиков к административной и даже уголовной ответственности. Однако к согласованному варианту стороны пока не пришли. В то же время профсоюз таксистов Прикамья разрабатывает пакет предложений органам власти. Предполагается, что они будут оформлены как поправки к действующему закону № 890-ПК «О порядке осуществления контроля в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края» и помогут облегчить положение легальных перевозчиков в регионе. Данные предложения бизнес обсудит с краевыми властями уже в этот вторник.

Все новости компаний