Газета
  1. Газета
 10 октября 2011, 13:20  

Блинчики с крылышками

Блинчики с крылышками
Пермские сети ресторанов быстрого обслуживания строят масштабные планы по развитию. Предпринимателей не пугает ни сокращение доли расходов пермяков на общепит, ни приход McDonalds и Subway.

По результатам 8 месяцев текущего года оборот общественного питания в Пермском крае, по данным Пермьстата, составил 15,3 млрд рублей. Большая часть этих денег – 11,36 млрд рублей – сконцентрирована в Перми.
Соседи не в счет. Данные по обороту сферы общепита за прошедший год практически не изменились (прирост к январю – августу 2010 года в Прикамье составил 0,2 %). Но Росстат зафиксировал, что предприятия сферы HoReCa стали получать больше денег. Так, если в первом квартале 2010 года 1 житель Пермского края в среднем ежемесячно тратил на гостиницы, кафе и рестораны 390 рублей, то спустя год этот показатель составил около 430 рублей. Хотя стоит отметить, что в общей сумме расходов пермяков процент, который приходится на предприятия общепита и гостиницы, сократился. По итогам первых трех месяцев 2010 года он был равен 4,6 %, а в первом квартале текущего года составил 4 %. Но, впрочем, в тот же период расходы жителей соседней Свердловской области сокращались куда более высокими темпами. Так, если в январе – марте текущего года в среднем один свердловчанин потратил 288 рублей, т. е. 2,7 % от общей суммы трат, на гостиницы, кафе и рестораны, то годом ранее этот показатель составлял 599 рублей, или 5,7 % расходов (подробнее см. таблицу). Ранее в разговоре с корреспондентом «bc» Анд-рей Самойлов, представитель по недвижимости компании McDonalds в Уральском и Сибирском регионах, отмечал, что «в сравнении, например, с Екатеринбургом пермские сети ресторанов развились очень сильно. Впечатляет как масштаб территории, которую они охватывают, так и предлагаемый ассортимент. Рынок быстрого питания в Перми активно развивался последние несколько лет, и то, как он представлен сейчас, кардинально отличается от ситуации пятилетней давности».
В первом квартале текущего года расходы пермяков на общепит не только выросли, но и оказались выше средних показателей по России. Так, по данным Росстата, каждый житель России в первом квартале расходовал в среднем 10 тыс. рублей в месяц. 320 рублей из этой суммы (т. е. 3,2 %) ушло на отели и общепит. В Пермском крае этот показатель составил по итогам I квартала 4 % – 429 рублей при общей сумме расходов 10,7 тыс. рублей. Что касается ситуации в Приволжском федеральном округе, то тут Прикамье уступает Нижегородской области, в которой сумма расходов меньше, чем в Прикамье (9098,8 руб.), а общепит и отельеры получают больше – 7,5 % (682,4 руб). Первое место среди регионов ПФО занимает Самарская область, где в среднем один житель тратит 7,6 % – 855 рублей из расходуемых за месяц 11,3 тыс. рублей.
На один зуб. Тем не менее, даже при весьма неплохих средних показателях Прикамья по доле общепита в общей сумме расходов пермяков, эти цифры еще очень малы. Денег, которые по среднестатистическим меркам пермяки тратят ежемесячно на предприятия сферы HoReCa, не хватит даже на два посещения бюджетных заведений. По словам директора ООО «Антика» Антона Астафьева, в его блинной «Семь ложек», средний чек составляет 150 рублей. Эта цифра, по мнению эксперта, характерна и для других предприятий общепита, работающих в сегменте быстрого обслуживания. Тем не менее, несмотря на статистические показатели, сейчас предприниматели, работающие в сегменте быстрого обслуживания, развиваются наиболее динамично. Сегодня в этой отрасли можно выделить несколько лидеров: компанию «Алендвик» (бренды Chiсken, «Пельмешки да вареники», Viva la Pizza и др.), сеть блинных «Сковородка», закусочные Subway и сеть «Виват-буфет» (подробнее см. диаграмму). Опрошенные «bc» эксперты рынка общественного питания не смогли назвать приблизительное количество ресторанов быстрого обслуживания, но отмечают, что ситуация в борьбе за клиента пока не достигла своего апогея. В справочнике Дубль ГИС насчитывается порядка сотни ресторанов быстрого обслуживания.
«С нашей точки зрения, конкуренцию на рынке fast food острой пока назвать нельзя», – отмечает генеральный директор компании «Алендвик» Александр Никифоров.
Но сейчас компании постепенно начинают наращивать темпы развития. Например, компания «Алендвик» объявила, что планирует ежегодно открывать до 25 точек продаж. Для сравнения, по расчетам McDonalds в крае должно появиться до 7 ресторанов. Пермские бизнесмены рассматривают не только увеличение числа точек на территории края, но и задумываются об экспансии в регионы. Так, компания «Алендвик» еще в прошлом году вышла на фуд-корты в бизнес-центре Ижевска и Кирова, а теперь планирует использовать полученный опыт в других городах. Ранее в разговорах с «bc» генеральный директор ГК «НормаН-Виват» Вадим Юсупов также заявлял, что ищет площадки для открытия «Виват-буфетов» в других регионах.
Александр Никифоров:
– Мы оцениваем наши проекты в регионах как успешные и планируем дальнейшую активную экспансию. Наиболее интересные для нас регионы – направление Москвы, Урал и Черноземье.
Взгляд на сторону. Г-н Никифоров также отметил, что его компания регулярно присматривается к рынку других регионов. Но при этом не исключил возможности поглощения пермских игроков компаниями из других регионов. Министр развития предпринимательства и торговли Пермского края Константин Пьянков, напротив, полагает, что в ресторанном деле ждать слияний и поглощений не приходится. Скорее всего, развитие и выбывание брендов будет происходить в конкурентной борьбе. «Слияние и поглощение – нормальный процесс, и прогнозировать его сложно. Если же говорить именно о предприятиях fast food, это в первую очередь – технология, пермяки здесь ничего нового не изобрели, поэтому поглощать с целью получения технологии нет смысла. С целью получить доступ к помещениям – да, но это уже другая история», – рассуждает собеседник «bc».
Если проблемы с поиском помещения нет, то, полагают эксперты, проще открыть ресторан самостоятельно, чем скупать сети с целью получить в управление объекты недвижимости. Мнения о стоимости открытия в Перми одного ресторана быстрого обслуживания варьируются. Так, Александр Никифоров озвучил цифру в 3 млн рублей, Антон Астафьев говорит о первоначальных расходах от 10 млн рублей. Константин Пьянков озвучил вариант от 1,5 до 6 млн рублей. Собеседники «bc» сходятся в другом, вложения в fast food окупаются в среднем в течение двух-трех лет.
О том, что работать на пермском рынке быстрого обслуживания выгодно, говорит и внимание к нему иностранных компаний. За последний год предприниматели, работающие по франшизе Subway, увеличили количество ресторанов с трех до семи, и в ближайшее время ожидается открытие еще одной точки. До конца года открыть рестораны в Перми планирует McDonalds. Более того, в том, чтобы американская сеть активно развивалась, заинтересованы краевые власти. Они неоднократно сообщали, что готовы способствовать как в поиске площадок, так и в быстром получении всей разрешительной документации.
Но пермские предприниматели хотя и считают это значимым событием, полагают, что приход иностранных компаний вряд ли всерьез потеснит их долю. Никто, в том числе и сами представители американской сети fast food, пока не берется рассуждать о лояльности пермяков к мировому бренду. Но большинство собеседников «bc» полагает, что появление McDonalds стимулирует развитие пермских предприятий. «Приход сильных игроков только улучшит качество рынка, – считает Антон Астафьев. – Для пермских компаний будет задана новая планка, и все начнут больше внимания уделять качеству сервиса и уровню обслуживания. От этого выиграют как потребители, так и предприниматели». Эту мысль разделяет и Константин Пьянков. Егор Чурин, генеральный директор аудиторской фирмы «Инвест-Аудит», полагает, что пермский fast food после появления американской сети точно потеряет часть своей аудитории, особенно заметно это будет сразу после открытия ресторанов McDonalds. Эксперты «bc» полагают, что сейчас у региональных компаний, работающих в сегменте быстрого обслуживания, есть фора. О McDonalds стало известно еще в начале года, это время пермяки могли потратить с умом. Именно сейчас, делают вывод собеседники «bc», компаниям необходимо стать более активными с точки зрения привлечения и удержания клиентов, т. е. пересмотреть свою маркетинговую политику. Поскольку McDonalds известен своей системой обучения персонала, то существующим сетям стоит обратить внимание на этот параметр и подтянуть качество обслуживания.

Блинчики с крылышками

Все новости компаний