Газета
 01 августа 2011, 13:20   2059

Пенки общества

Пенки общества
Художник Сергей Шеховцов представил пермякам выставку «Пена». Имперский трон, разрушенная каменная стена, болиды Формулы-1, — как выясняется, все эти массивные и громоздкие экспонаты сделаны... из поролона, излюбленного материала Шеховцова.
Автор: Кирилл Перов

Музей современного искусства PERMM развивает заветы беспроигрышного «Русского бедного» (ныне путешествующего по Европе), но в этот раз подает уже апробированную идею под иным соусом: если раньше картон был картоном, а скотч скотчем, то теперь обыкновенный поролон маскируется под сталь, хром, бронзу и другие «богатые» материалы. Основной посыл творчества Сергея Шеховцова — иллюзорность «сделанного на века» бытия, за которой таится податливая и нежная «начинка».
С поролоном Шеховцов работает более десяти лет и признается, что пока не собирается отказываться от столь удачного выбора. Художнику сложно отказать в чутье, сам материал определяет философию и «подтекст» его работ: солидные, мощные и размашистые, на поверку они оказываются невесомыми, мягкими и «никчемными», как, например, человеческая жизнь. При такой расстановке изначальных акцентов Шеховцов, пожалуй, мог бы «исполнять» в поролоне что угодно: начиная от копий античных памятников и заканчивая барельефами с изображениями политических вождей. Но выбор объекта авторского внимания служит еще одним художественным приемом. Настаивая на том, что человек чересчур увлечен как будто и не касающимися его напрямую вещами — профессиональным спортом, транслируемым на ТВ, компьютерными играми, бытовой техникой, политической ситуацией, — Шеховцов доводит эти образы до абсурда, до состояния мыльного пузыря (должно быть, этим отчасти объясняется название выставки), будто готового лопнуть в самый неожиданный и непредсказуемый момент.
Центральным экспонатом выставки, очевидно, является «Фаренгейт 392», название которого сначала отсылает к Брэдбери, а затем обратно к Шеховцову — нетрудно догадаться, что поролону, в отличие от бумаги, нужно меньше градусов для воспламенения. Арт-объект представляет собой груду искореженного и оплавленного мусора, в которой угадываются телевизоры, фены, пылесосы, холодильники и шины. Это, по словам Сергея Шеховцова, — гимн экономическому кризису, который все расставил по своим местам, а точнее — свалил в непрезентабельную кучу: в период обострения недугов общества потребления не у дел оказались ранее незаменимые вещи, и только тогда некто среднестатистический по-настоящему задумался о том, что скрывает дорогой и блестящий фасад.
«Фаренгейт 392» — заготовка для жертвенного костра, вот только лучину к нему должен подносить, разумеется, не Шеховцов, а те, кого он пытается в чем-либо убедить.
Другой примечательной работой художника можно считать вырывающегося из стены байкера, который разносит каменную преграду в пух и прах. Главный конфликт скульптурного сюжета здесь — способность личности ломать стены, но невозможность окончательно вырваться за их пределы. Байкер, одним своим видом заявляющий о необходимости стремления к свободе, все же навсегда останется за ее периметром.
Наконец, стоит отметить инсталляцию «Иллюзия», выполненную специально для Перми и ставшую неофициальным символом выставки «Пена», — вытянутую композицию, состоящую из двух частей: дивана и «исходящего» из него болида Формулы-1. Классическое противостояние статики и динамики заканчивается в пользу последней, и только название инсталляции намекает, что хэппи-энд — условность данного скульптурного повествования, и победа иногда означает лишь переход в следующую стадию фантазии.
Таким образом творчество Шеховцова воплощает желание «бедного» выглядеть богато и вместе с тем — намерение «богатого» отстоять свои позиции и свое право быть встречаемым по одежке.
Выставка продлится до 30 сентября.
 

 

Справка "bc"
Сергей Шеховцов родился 9 декабря 1969 года в Сальске. В 1996 году окончил Художественный институт им. Сурикова. Инсталляция «Кинотеатр», среди прочих экспонатов располагающаяся на выставке «Пена», представляла Россию на биеннале современного искусства в Сан-Паулу, Бразилия. Часть его работ находится в собрании Третьяковской галереи.

 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний