Город
  1. Город
 25 июля 2011, 13:20  

На негативной волне

На негативной волне
Затонувшая «Булгария» окажет влияние на рынок речного туризма. Однако операторы считают, трагедия не утяенет рынок на дно.

Речной туризм редко когда оказывался в зоне столь повышенного внимания, как после трагедии, которая случилась с теплоходом «Булгария». Судно затонуло, люди погибли и традиционно начался поиск виновных. Естественно, что в первую очередь все обратили внимание на отрасль в целом. И то, что там увидели, во всяком случае — в пересказе различных СМИ, радости вызвало мало. В результате все чаще стали звучать призывы ужесточить контроль и повысить требования в отношении тех, кто сегодня занимается перевозкой пассажиров по рекам России. Сами же судовладельцы и туроператоры пытаются по мере сил убедить всех в том, что «Булгария» — это лишь, пусть и трагическое, но исключение из правил.
В целом ситуация напоминает историю с продавцами пиротехнической продукции, когда их, после известных событий, в разгар самого активного сезона продаж объявили главными поджигателями. Тогда пиротехнический бизнес, во всяком случае в Пермском крае, понес немалые потери. Однако, как считают операторы речного туризма, «Булгария» не сможет «потопить» отрасль.
«Думаем, что на общую картину катастрофа «Булгарии» не повлияет, — рассказали «bc» в «Пермском бюро путешествий». — Сейчас рейсы уходят практически со стопроцентной загрузкой, даже несмотря на то, что демонстрировалось по телевидению. Пока единственное следствие, которое мы наблюдаем, — это звонки от туристов с вопросами: не отменен ли рейс. Однако идти на отмену рейса причин нет, поскольку все суда, с которыми мы работаем, отвечают требованиям безопасности».
Похожую оценку дают и другие пермские операторы. В частности, по словам генерального директора бюро туризма «Спутник» и судовладельца Леонида Маркина, все, что касается безопасности плавания и технического состояния кораблей, – абсолютный приоритет. При этом он отмечает, что при соблюдении правил по ремонту и эксплуатации, корабли служат долго и обеспечивают спокойный и приятный отдых для своих пассажиров.
«Нами ежегодно вкладываются деньги именно в судоремонт и модернизацию теплоходов, в оснащение средствами безопасности, в повышение квалификации судоводителей», — заключает Леонид Маркин.
Вместе с тем, и эта проблема не раз уже была озвучена, все суда, на которых совершаются речные круизы, имеют весьма солидный возраст. На сегодня в Перми в навигации задействовано 7 теплоходов. Это трехпалубные суда постройки 60-х годов прошлого века, производства ГДР и Чехословакии. Однако, как заявляют специалисты, это далеко не критичный возраст для речного теплохода.
«При условии своевременного ремонта и регулярной модернизации, пароходы могут прослужить достаточно долго, — рассказал Андрей Михайловский, директор по продажам и маркетингу круизной компании «ИНФОФЛОТ». — Фактически от самого теплохода остается только корпус. Все техническое оснащение обычно заменяется на новое».
В Перми на сегодняшний день работает около 10 фирм, организующих речные круизы. В основном это компании Перми и Екатеринбурга. Самыми популярными направлениями являются круизы до Чайковского (3 дня), Казани (6 дней), Самары, Волгограда, Астрахани, а также Санкт-Петербурга. В среднем, в течение навигации из Перми совершается около 140 рейсов. При этом, как отмечают пермские операторы, год от года вкусы туристов меняются – например, ранее популярные продолжительные 18-дневные круизы до Таганрога в последние пару лет вообще не востребованы и потому не предлагаются. А круизы до Казани, Самары – наоборот, набирают популярность.
Цены на путевки различны. Можно отправиться в речное путешествие за пару тысяч рублей, а можно заплатить свыше шестидесяти тысяч. Столь высокие цены обусловлены прежде всего тем, что навигация, во время которой операторы имеют возможность зарабатывать, длится в среднем 5 месяцев (в Перми — и того меньше), а все остальное время идут только затраты. Рентабельность бизнеса, как рассказали «bc» в компании «ИНФОФЛОТ», не особо высока — в лучшем случае чуть больше 10 % и, к слову, напрямую зависит от отношения судовладельца к безопасности и сервису. Однако относительная дороговизна, по мнению экспертов, не мешает развитию отрасли.
«Косвенно это подтверждает и тот факт, что «Булгария» до сих пор выходила в рейсы. То есть спрос превышает предложение, и приходится в буквальном смысле выставлять совсем уж старые суда», — заметил Андрей Михайловский.
На дальнейшее развитие речного туризма, уверены операторы, события последних недель повлияют слабо. Отказов от уже купленных путевок практически не было. А наблюдаемое снижение числа заявок на их покупку, зафиксированное сразу после катастрофы, уже сейчас сменилось умеренным ростом. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что путевки начинают продаваться задолго до начала навигации, и сейчас значительная их часть уже реализована.
«Я не думаю, что нам придется идти на какое-либо снижение цен, — заявил директор ООО «КАМ-ТУР» Сергей Елькин. — К примеру, мы, открыв продажи еще в ноябре прошлого года, сегодня свои квоты (места для размещения туристов на борту теплоходов. — Прим. редакции) уже продали и сейчас, имея приличные комиссионные, реализуем непроданные каюты судовладельцев».
Гораздо опасней для речного туризма решения, которые могут быть приняты после того, как пройдут объявленные проверки.
«Здесь возможно несколько вариантов, — считает Андрей Михайловский. — Если будет реализовано звучавшее предложение на запрет эксплуатации судов возрастом свыше 30 лет, отрасль может этого не пережить. Так как общеизвестно, что за последние двадцать лет не было спущено на воду ни одного нового парохода. С другой стороны, можно надеяться и на то, что будут сделаны верные выводы, и у судовладельцев появятся инструменты, например — долгосрочные кредиты, благодаря которым они смогут заказывать новые суда.
В то же время операторы согласны с тем, что контроль безопасности в любом случае необходимо усилить, не доходя при этом до крайностей. В том числе и по той причине, что туристы вряд ли откажутся от речных круизов.
«Половина сезона пройдена. До сентября нам предстоит провести еще около 60 круизов, большая часть билетов на которые уже продана. Но и с теми, что еще предстоит продать, особых проблем возникнуть не должно. Рынок, уверен, ситуацию отрегулирует, спрос никуда не исчезнет», — резюмировал Сергей Елькин.

Все новости компаний