Культура
  1. Культура
 30 мая 2011, 13:20  

Остался в прошлом

Остался в прошлом
Международный фестиваль «Дягилевские сезоны» в последний раз проходил в прежнем формате.

Международный фестиваль «Дягилевские сезоны» проходил в Перми в пятый раз. На этот раз он пришелся на переломное для Пермского театра оперы и балета время и в отличие от прежних фестивалей принес пермским зрителям не только радости, но и разочарования.
Начнем с хорошего.
Одной из особенностей фестиваля было то, что он включал в себя все направления искусства, связанные с именем Дягилева: музыку, танец, оперу, балет. При этом при наполнении программы всегда соблюдался некий баланс, но в этот раз балетных и танцевальных постановок было больше.
Порадовал пермяков театр «Балет Евгения Панфилова», показав премьеру «Путешествие против ветра». Московский хореограф Лариса Александрова поставила спектакль про любовь, про ее томительное предчувствие и связанные с ней мечты. Тема ожидания все время присутствует на сцене, где группа артистов, одетых не в балетно-условные, а в реальные куртки и пальто, ждет на полустанке поезд. Но поезд-любовь чаще всего проносится мимо, но даже если повезет, то оказывается, что долгожданное чувство несет с собой и боль, и горечь, и слезы.
Очень интересным ходом стало включение в спектакль ребенка. В шапке-ушанке и большом несуразном пуховике маленькая актриса, как неприкаянная душа, бродила по сцене, то подбирая оброненные вещи, то подметая облетевшие лепестки, то осыпая ими героев, а в конце, освободившись от зимних одежек, словно вылупившись, становилась розовым ангелом, дремлющим на руках влюбленных.
Новый спектакль театра – это несомненная удача, и «панфиловцы» очень достойно смотрелись в одной программе с таким известным коллективом, как «Киев Модерн-балет», показавшим прекрасный спектакль «Дождь».
Руководит «Киев Модерн-балетом» Раду Поклитару, выпускник Пермского хореографического училища, которого называют одним из самых интересных хореографов Европы.
Показанный на «Дягилевских сезонах» спектакль Раду Поклитару «Щелкунчик» просто потряс ум и воображение пермских зрителей. В кассах театра зрителей при покупке билета предупреждали, что на спектакль нельзя приводить детей, и действительно балет оказался недетским. Маленькая бездомная девочка Маша, в рождественскую ночь заглядывая в чужие окна, засыпает и во сне становится дочерью богатых родителей, которой крестный Дроссельмайер дарит Щелкунчика. А дальше гости на балу сначала устраивают садо-мазо-игры, а затем превращаются в крыс, садят Машу в клетку-мышеловку и, продолжая оргию, избивают ее кнутами. Временами спектакль просто страшный, временами безумно смешной, но до последнего момента он держит в напряжении. Конец тоже нетрадиционный: наступает утро, маленькая бродяжка не пережила ночь на улице – замерзла, но это интересует только крыс.
В отличие от большинства современных балетов, которые ограничиваются минималистскими декорациями, а чаще всего обходятся без них, «Щелкунчик» поставлен с сохранением всех канонов сценографии. Особенно впечатляют костюмы. Огромные жирные крысы, наряженные в белые балетные пачки и пародирующие классические па, вызывают грохот оваций в зале.
Сам Раду Поклитару, объясняя, почему он поставил именно фантасмагорию, объяснил, что он следовал сказке Гофмана, а она исследует глубины детской психологии. Кстати, если заглянуть в текст Гофмана, только не в либретто и не в адаптацию, то можно обнаружить, что многие явно поспешили обвинить Раду Поклитару в постмодернистском издевательстве над доброй детской сказкой. В сказке Гофмана крестный Дроссельмайер действительно кривой, лысый и одноглазый, и в него вдруг превращается жених-Щелкунчик в разгар свадебной церемонии, происходящей в Машином сне, – одна из самых ярких сцен спектакля.
Отлично смотрелся в рамках фестиваля и спектакль «Видеть музыку», в котором артисты пермского балета показали высокий класс, поработав с приглашенными хореографами европейского уровня: Дагласом Ли, Каэтано Сото и Лукой Веджетти.
Если перейти к оперной программе «Дягилевских сезонов», то она была менее насыщенна и представлена всего двумя постановками. Опера Бетховена «Фиделио», поставленная в прошлом году Майклом Хантом и Георгием Исаакяном в интерьерах музея «Пермь-36», была показана в концертном исполнении. К сожалению, не стала ярким событием фестиваля и мировая премьера оперы «Отче наш» русского композитора Георгия фон Альбрехта в постановке Георгия Исаакяна. Для пермской публики был непривычен несколько архаичный русский язык перевода. Опера нелегка для восприятия, в ее центре стоит очень сложный морально-этический вопрос, который автор решает в русле прежде всего религиозном, православном. За основу взята монодрама одного из французских писателей, в которой сестра казненного в период Парижской Коммуны священника никак не может дочитать до конца молитву «Отче наш». Слова кажутся ей фальшивыми, и только когда девушка спасает одного из идейных врагов, переодев его в рясу брата, она вновь может произносить молитву, принимая ее всем сердцем. В «Отче наш» действие происходит в России, в период Гражданской войны, поэтому рядом с идеей христианского прощения стоит понимание неразделимости народа.
Судьба композитора драматична, в годы Гражданской войны он попал в ЧК, был приговорен к расстрелу, но спасся и эмигрировал. Свою оперу он создавал на чужбине в течение 10 лет. Либретто перевел на русский язык сын композитора – Михаэль фон Альбрехт, профессор Гейдельбергского университета, который, несмотря на возраст, приехал в Пермь на премьеру.
Много интересного было в этом году и в музыкальной программе, но она заслуживает отдельного рассказа. Глубокое впечатление оставил концерт фортепианной музыки в исполнении Ивана Соколова, одного из немногих российских пианистов, которые не только играют, но и рассказывают о музыке. Его программа включила в себя сочинения композиторов ХХ века от Прокофьева и Скрябина до авторов «новой отечественной музыки» Волконского и Уствольской. Кстати, часть произведений прозвучала в нашем городе впервые, в том числе и «Строгая музыка» Андрея Волконского, созданная в додекафонной технике.
Прекрасным концертом стал и «Пьеро-проект» с участием Московского ансамбля современной музыки и дирижера из Швейцарии Оливье Кюанде. Помимо музыки европейских композиторов в программе концерта было исполнено и произведение пермяка Игоря Машукова «Кама – бог любви».
Состоялась мировая премьера «Концерта для саксофонов с оркестром» известного российского композитора Александра Чайковского, который исполнили немецкий квартет саксофонистов Panta Rhei и оркестр Пермского театра оперы и балета под управлением Валерия Платонова. Надо отметить, что наш оркестр просто героически взял на себя основную фестивальную нагрузку и одновременно подготовил две премьеры.
Постоянный участник всех «Дягилевских сезонов», Пермская художественная галерея представила два интересных проекта: выставку фотографий Карла Лагерфельда для календаря «Pirelli» за 2011 год и выставку работ известного театрального художника и сценографа Бориса Мессерера.
И вместе с тем если вспомнить прошлые фестивали, то там была сбалансированная программа, полная интересных новаторских, порой провокационных проектов, была четкая идеология и специально издаваемые книги, было, наконец, ощущение праздника, которым жил весь город. По сравнению с этим нынешний фестиваль выглядит беспризорником.
Вряд ли в этом есть вина его художественного руководителя Георгия Исаакяна. «Я не могу взять на себя ответственность за этот фестиваль, – говорит Георгий Георгиевич. – Со мной не только не согласовывали, меня просто не ставили в известность, когда что-то меняли в программе».
Впрочем, о том, что фестиваль просто решили «слить», говорило и отсутствие должной рекламы, что сразу сказалось на посещаемости, и то, что на открытии «Дягилевских сезонов» не присутствовал ни один человек из правительства края и краевого Минкульта.
В последний день фестиваля новое руководство театра представило свое видение развития «Дягилевских сезонов». Объяснения по поводу неудач нынешнего фестиваля были краткими: «Почему не были проведены круглые столы?» – «По техническим причинам», «Почему не провели традиционный конкурс на лучший продюсерский проект?» – «Из-за личных отношений».
Перспективы развития фестиваля свелись к перечислению громких международных проектов и известных имен, которые будут привезены в Пермь на следующий фестиваль. Отныне «Дягилевские сезоны» будут ежегодными, при этом художественный руководитель фестиваля будет приглашенным и меняться он будет каждый год.
Расставаться с прежним форматом фестиваля жаль. Дягилевский фестиваль был очень пермским. Его создатели, и прежде всего это Георгий Исаакян, выстраивали идеологию таким образом, чтобы связать события фестиваля с конкретными пермскими местами, событиями, людьми, культурными институциями. За 10 лет был построен настоящий международный бренд, закрепивший имя Дягилева, как великого пермяка, за нашим городом. Эта страница истории перевернута.

Все новости компаний