Газета
  1. Газета
 09 мая 2011, 13:20  

Скарлатина, лев, якудза

Скарлатина, лев, якудза
В Перми с большим успехом прошел Международный фестиваль театра для детей «Большая перемена».

Второй Международный фестиваль театра для детей «Большая перемена» прошел в Перми с огромным успехом. Если в прошлом году еще можно было заметить в зале свободные места, то в этом году количество желающих увидеть спектакли постоянно превышало возможности залов. И это понятно, ведь, помимо праздника для зрителей, фестиваль – это еще и встреча профессионалов: актеров, режиссеров, театральных педагогов, художников, хореографов – тех, кто работает с детьми и для детей.
Невероятно повезло в этом году Лысьве – она стала вторым фестивальным городом, и там в течение 4-х дней проходили все фестивальные мероприятия.
Программа фестиваля включала в себя самые интересные детские спектакли, рассчитанные на детей до 12 лет. Спектакли зарубежных театров приводили родителей в замешательство, а детей в восторг. Авторы спектаклей разговаривали с детьми, ничего не скрывая и не приукрашивая окружающий мир. Итальянский театр Scarlattine показал на фестивале спектакль «От руки» для детей от 3-х лет. На фоне белого экрана действовали два артиста, а третий, сидя за проектором (заскучавший на совещании клерк), придумывал разные истории и тут же рисовал их. В результате получался комикс с живыми героями. И если по ходу действия было утро, то главный герой, проснувшись, шел к нарисованному унитазу, а художник тут же подрисовывал пунктирную струйку. А если герои оказывались на необитаемом острове, куда приплывали черепахи, а на пальмах чирикали птицы, то в роли Мирового Зла выступал вовсе не Кощей Бессмертный, а нефтяная компания, обнаружившая там нефть. И в мгновение ока остров, птицы, черепахи и герои оказались перечеркнуты трубопроводами, их становилось все больше и больше, и не осталось ни птиц, ни пальм, ни черепах, только сплошные переплетения труб. В общем, «жизнь такова, какова она есть…». И вместе с тем это удивительно веселый и добрый спектакль, с массой смешных моментов. Надо было видеть, как бурно радовались дети, когда с пальмы падал нарисованный банан, а герой поднимал банан настоящий.
В наших российских теат-рах тоже учат детей добру, но чаще всего лишь предлагая им решить, что такое хорошо и что такое плохо. Зарубежные драматурги ставят перед детьми сложные проблемы нравственного выбора, помещая главных героев в неоднозначные ситуации. Московский режиссер Светлана Иванова поставила свой спектакль «Лафкадио» («Свободный театральный проект») по известной детской книге Шела Сильверстайна. В центре истории оказался лев Лафкадио, который научился стрелять из ружья, и за это его взяли в город, где он стал выступать в цирке и очень успешно. Он стал звездой, у него появилось много знакомых людей, но человеком он не стал. И как-то раз вместе с людьми он отправился в джунгли на сафари, ведь он умел стрелять из ружья. Но там, увидев и узнав его, один старый лев сказал: «Почему ты стреляешь во львов, ты ведь не охотник, а лев. Ты должен идти к нам и вместе с нами охотиться на охотников!» Но Лафкадио уже не был львом, но он не был и охотником. В результате Лафкадио бросил ружье и ушел, больше его никто не видел. Вот такой когнитивный диссонанс в пьесе для детей от 6 лет. Кстати, опросив друзей и знакомых, которые сводили своих детей на несколько спектаклей, я выяснила, что именно «Лафкадио» запомнился детям больше всего и вызвал у них желание обсудить с родителями увиденное.
На фестивале выяснилось, что для детского спектакля, в общем-то, не нужны ни пышные декорации, ни сложное оборудование. Намного важнее талант, искренняя любовь к детям и понимание их психологии. В том же «Лафкадио» на совершенно пустой сцене играли всего два актера, а вместо задника был просто огромный лист бумаги. И этот лист становился то джунглями, через которые продирались, прорезая бумагу, главные герои, то дверью, которую тоже вырезали в этом листе. Дети реагировали на все восторженно, а у взрослых зрителей был шанс вспомнить, как в детстве интересно было сидеть под столом, воображая, что находишься в сказочной пещере. Вот эту способность детской фантазии – мгновенно «дорисовывать» окружающую картинку, преображая самые обычные бытовые предметы в необычные, и полностью погружаться в этот придуманный мир – задействуют в своих постановках современные детские театры.
Фестиваль «Большая перемена» в этом году претерпел значительные изменения в части программы «Театр, где играют дети». Если в прошлом году это были просто спектакли детских театральных студий, то в этом году организаторы фестиваля решились на смелый эксперимент. В Пермь приехали около 100 детей из театральных кружков и студий со всего Пермского края. И за пять фестивальных дней они под руководством театральных специалистов и педагогов воплотили в жизнь 5 полноценных проектов. По сути, это был «фестиваль в фестивале», работа над проектами шла с утра до вечера, все залы и свободные площадки Театра-Театра были отданы под мастер-классы и занятия с детьми и подростками. В заключительный день главная проблема одного из руководителей фестиваля, главного режиссера театра «Сцена-Молот» Дамира Салимзянова, заключалась в том, как разместить всех желающих посмотреть работы ребят, если в зале всего 120 мест. В результате сняли кресла, и в зал удалось вместить 270 человек, но сидели все прямо на полу.
«Для того чтобы снять одну секунду мультфильма, надо сделать 12 кадров. Это значит 12 раз надо поставить сцену, изменив положение пластилиновых героев, – рассказывает руководитель проекта «Чемодан с мультиками» москвичка Вилена Дикорастущая (под таким ником она работает на канале 2х2, где делает мульт-заставки). – Я думала, нас хватит на 1,5 минуты, но и в Перми и в Лысьве дети работали так самоотверженно и с таким интересом, что оба мульфильма получились почти по 4 минуты».
Под руководством молодого питерского режиссера Павла Михайлова ребята со-здали свою версию спектакля «Собаки-якудза», немного сократив и по-своему осмыслив ее. На спектакле присутствовал приехавший из Москвы автор-драматург Юрий Клавдиев, который остался доволен, но несколько удивлен. Как объяснил Юрий Клавдиев, он писал пьесу для подростков, но никак не рассчитывал, что подростки смогут в ней играть.
 Совершенно уникальный для Перми проект воплотили пермский драматург Александр Югов и московско-пермский режиссер Руслан Маликов. Они поставили с подростками пьесу в формате «вербатим», то есть на основе интервью с реальными людьми. Название говорит само за себя – «В Контакте». У публики проект в формате читки прошел на ура! Наверное, профессионалам и не снились такие бурные аплодисменты, которыми юных артистов награждали их сверстники, но, когда звезда стрит-данса международного класса Мария Польща вывела на сцену 70 своих подопечных, зал просто завизжал от восторга. Большое танцевальное шоу включило в себя многие стили и направления современного стрит-данса, включая его историю.
 Рассказать о всех мероприятиях и всех программах фестиваля «Большая перемена» в одной статье просто невозможно, как невозможно перечислить всех, кто устроил для пермяков этот праздник. Ограничусь словами драматурга Юрия Клавдиева, который так сказал о создателе и идеологе фестиваля «Большая перемена»: «У нас так мало хороших детских фестивалей, потому что сегодня мало кто умеет чем-то по-настоящему увлечь современных детей и не остаться при этом ни ханжой, ни пародией на самого себя. Эдуарду Боякову это удалось».
Директор фестиваля Мария Кубланова отметила, что в Москве фестиваль проходит на разных разбросанных по городу площадках, и там нет того, что есть в Перми, – ощущения особой фестивальной атмо-сферы. Эту фестивальную ауру даже в большей мере, чем сами спектакли, создает бэкраундер: постоянная тусовка в кафе театра «Сцена-Молот», где можно запросто поговорить с артистами и режиссерами, прилавок с невероятно интересными детскими книжками и, конечно, фестивальные истории, которые имеют все основания стать пермскими легендами. Одна из них произошла после спектакля «Муму», который играли артисты из Большого драматического театра Санкт-Петербурга. В спектакле должна играть живая собачка, но питерская четвероногая актриса на гастроли не выезжает, и Муму обычно ищут на месте. В этот раз на кастинге была выбрана молодая собачка из приюта для бездомных животных, очень спокойная и добрая. Так вот, после спектакля пермская Муму нашла свое счастье – она не вернется в собачий приют, ее взяли в семью.
Если фестиваль начал обрастать мифами, значит, он прижился и пустил корни на пермской почве, значит, у наших детей стало больше возможностей для радости и творчества.

Все новости компаний