Газета
  1. Газета
 14 марта 2011, 13:20  

Охота на клонов

Охота на клонов
X5 Retail Group намерена вплоть до уголовного преследования отстаивать свое право на использование брендов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Собственники подобных клонов в Пермском крае вести переговоры с ритейлером не собираются.

Компания X5 Retail Group, владеющая сетью магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», объявила, что намерена бороться с предпринимателями, открывающими одноименные магазины или использующими для своих торговых точек схожие наименования. Для этого по всей стране был объявлен фотоконкурс, на который было предложено присылать фотографии с изображением подобных клонов. «Своей новой инициативой мы заявляем о решимости призвать к ответственности всех тех, кто нелегально посягает на интеллектуальную собственность компании. Владельцы магазинов-клонов не имеют к Х5 никакого отношения, поэтому по закону не могут использовать наш фирменный стиль. Прежде всего, «клоны» приносят нам имиджевый ущерб: покупатель, который идет в такой вот магазин, думает, что он идет в один из магазинов наших сетей. Мы не хотим, чтобы псевдо-бренды вводили покупателей в заблуждение, так как Х5 не может гарантировать и нести ответственность за качество продуктов, обслуживания и уровень цен в этих магазинах», – прокомментировала позицию компании менеджер по связям с общественностью филиала «Уральский» X5 Retail Group Наталья Алабушева. Компания готова предложить предпринимателям, собственникам магазинов и пустых помещений сотрудничество по схеме франчайзинга. В службе по связям с общественностью также не исключили, что в случаях нарушений, сопровождающихся причинением значимого материального ущерба компании, компания пойдет на крайние меры – возбуждение уголовных дел.
На сегодняшний день, по информации «bc», в компанию прислали уже более 40 фотографий, в том числе одну из Перми. На ней изображен магазин «Семерочка» со схожим с «Пятерочкой» логотипом и слоганом «Гарантированное качество и низкие цены!», расположенный по адресу Краснополянская, 7. Связаться с собственником этой торговой точки не удалось. Собственники других магазинов в Пермском крае, которыми потенциально могут заинтересоваться в X5, заявили, что не готовы пойти на уступки федеральному ритейлеру.
Ольга Казначеева, директор магазина «Перекресток» (Култаево):
– Мы работаем под этим названием с момента открытия, более 10 лет. Зачем нам его менять?
Что касается работы по франчайзингу, то у нас деревня, проходимости, такой как в городах в «Пятерочках» и «Перекрестках», нет, из покупателей – только дачники в сезон.
По той же причине на сотрудничество по франчайзингу не готова хозяйка магазина «Семерочка» (г. Александровск), отказавшаяся представиться. «Мы не хотели никак связывать свое название магазина с «Пятерочкой», нам просто нравится цифра семь, – заявила она корреспонденту «bc». – А работа по франчайзингу – это дорого, в городе лишь одно предприятие, и то на ладан дышит, население бедное».
Что касается судебных исков, то в этом отношении предприниматели оказались подготовленными. «К нам уже обращались юристы с предложением защищать наши права, если кто-то потребует сменить вывеску. Они считают, что такое требование незаконно», – заявила «bc» собственница магазина в Александровске.
Однако юристы, опрошенные «bc», считают по-другому. По их мнению, у X5 есть все основания, чтобы выиграть дело в суде. «Притязания компании Х5, с точки зрения законодательства, выглядят обоснованными. При наличии у правообладателей товарного знака, коммерческого обозначения использовать аналогичный товарный знак либо обозначение, схожее до степени смешения, нельзя, это является нарушением», – считает руководитель коллегии юристов «Правое дело» Алексей Жучков. По его словам, ответственность за нарушение законодательства об интеллектуальной собственности может быть и как в виде запрета дальнейшего использования товарного знака, коммерческого обозначения, так и в виде взыскания убытков. При этом правообладатель может выбрать способ взыскания убытков, при котором доказывать их размер не нужно, и суд самостоятельно, в зависимости от тяжести нарушения, может взыкать до 5 млн рублей с нарушителя. «Безусловно, при определении размера убытков будет учитываться и место нахождения магазина (деревня или большой город), но вместе с тем противоправность нарушений в данной сфере не находится в прямой зависимости от места нарушения», – поясняет юрист.
По словам другого специалиста, юриста компании Vinder Law Office Анастасии Мышенко, в случае с пермской «Семерочкой» у ее собственника есть все шансы попасть под суд.
«Если говорить о ситуации с «Семерочкой», то здесь шансы X5 доказать свою правоту достаточно высоки, – считает эксперт. – Магазин использует схожее с «Пятерочкой» наименование, а также графическое решение – цифру семь, заключенную в эллипс. Однако окончательно устранить все сомнения может только независимая экспертиза, которая назначается в рамках судебного разбирательства».
Однажды X5 уже добилась того, что Свердловский областной суд признал екатеринбургского предпринимателя Владимира Дмитриева винов-ным по статье 180 УК РФ («Незаконное использование товарного знака»). Бизнесмен назвал свои магазины «Пятачок» и в качестве логотипа использовал изображение цифры пять в эллипсе на красном фоне, за что был оштрафован судом в пользу ритейлера на 60 тыс. рублей.

Все новости компаний