По оценкам компании «7 Континент», динамика продаж в Перми является одной из самых высоких в регионах присутствия сети. «Это позволяет говорить не только об эффективности работы гипермаркета, но и о росте потребительского доверия и уверенности населения в целом», – уверены в пресс-службе компании.
Большинство сетей, хотя почти и не приводят конкретных цифр, отмечают увеличение оборотов в 2010 году по сравнению с предшествующим годом. Но никто не объясняет рост объективными экономическими причинами: одни списывают улучшение показателей на открытие новых торговых точек, другие связывают с закрытием гипермаркета «Семья». «В нашим магазинах произошло увеличение оборота, но оно не было вызвано объективными экономическими факторами, – рассказала финансовый директор компании «РИАЛ» Марина Медведева. – Гастроном в торговом центре «Орандж Мол» в Березниках только открылся, поэтому рост показателей в этом магазине – закономерность. В ТЦ «Колизей» в прошлом году закрылся супермаркет «7 Континента», это, естественно, сказалось на увеличении оборотов нашего магазина, открытого в этом торговом центре».
Единственный магазин компании, по которому можно объективно судить о росте, считает Марина Медведева, это «Гастроном», открытый в ТЦ «Домино». По словам финансового директора компании «РИАЛ», в течение года в зависимости от месяца рост колебался в пределах 8–12 %. В декабре обороты магазина выросли на 25 %. По мнению собеседницы «bc» произошедшие изменения объясняются закрытием гипермаркета «Семья».
По этой же причине обороты сети «Семья» оказались гораздо ниже, чем предполагалось.
«На результат по обороту сети 2010 года повлияло закрытие гипермаркета «Большая Семья» 25 ноября 2010 года. Часть покупательских потоков перераспределились между близлежащими магазинами сети «Семья», но часть покупателей, нацеленных на обслуживание в большом гипермаркете, потеряна», – рассказала председатель совета директоров УК «ЭКС» Светлана Кузьмич. По предварительным оценкам УК «ЭКС», Товарооборот сети в четвертом квартале 2010 года в сравнении с четвертым кварталом 2009 года при учете результатов работавшего гипермаркета составил 98 %. При этом в декабре прирост составил 28,2 %. Вместе с тем по итогам всего года товарооборот сети в 2010 году вырос на 2,9 %.
Главным образом увеличение покупательной активности происходило в последние две недели декабря, а основные покупки делались 30-го и 31-го числа. «Если сравнивать эти дни с теми же в 2009-м, продажи увеличились более чем на 20 %, – отмечают в пресс-службе «7 Континента». – Как горячие пирожки расходился испеченный в собственной пекарне хлеб, из-за спроса пекарня была переведена на круглосуточный режим работы».
Как всегда, перед Новым годом наибольшим спросом пользовались овощи-фрукты, популярные новогодние товары: шампанское, мандарины, красная икра, майонез, консервированный горошек, колбасы.
Справка «bc»
По оценкам Пермьстата, значительный прирост цен за последний месяц года (11,6 %) отмечен на плодоовощную продукцию. Картофель стал дороже, чем в ноябре, на 19,7 %. Стоимость овощей возросла на 9,5–21,7 %, фруктов – на 1,6–26,4 %. Вместе с тем подешевели чеснок (на 0,6 %), овощи замороженные (на 1,0 %), сухофрукты (на 1,1 %).
Весомо подорожали в декабре крупы и бобовые (9,6 %), среди которых лидерами повышения цен стали пшено и крупа гречневая – ядрица: стоимость их возросла с начала года в 2,1 и 3,3 раза соответственно. Кроме того, ощутимо увеличились цены на масло растительное (9,0 %), хлеб и хлебобулочные изделия (8,4 %).
Стоимость мяса баранины и говядины, соли, муки, яиц возросла на 4,1–6,4 %. На 3–3,7 % дороже стали такие продукты, как сахар, филе рыбное, мучнистые кондитерские изделия (печенье, пряники, рулеты, кексы, торты и т. д.), мороженое, консервы рыбные в томатном соусе, фарш мясной.