Газета
 20 декабря 2010, 13:20   1737

Вода в ступе

Вода в ступе
Рынок продаж питьевой воды резко сбавил обороты. Низкий порог инвестиций приводит сюда все новых игроков.
Автор: Кирилл Перов

Пермский рынок питьевой воды, еще недавно из-за своего безостановочного развития считавшийся одним из самых перспективных бизнес-секторов, ныне демонстрирует крайне умеренные темпы роста. Эксперты отмечают, что рентабельность вложений снижается. Отрасль находится в ожидании новаторских идей.
Пермский рынок, подобно всероссийскому, сегментирован в нескольких направлениях. Во-первых, это продажа небольших по объему бутылок в розничных торговых сетях. Во-вторых, доставка питьевой воды емкостью 19 литров физическим и юридическим лицам. В-третьих, розлив воды в специализированных киосках. Еще одной нишей негласно считается сфера компаний, торгующих фильтрами для воды.
Экспертным сообществом признается, что основными игроками на рынке производства и доставки воды являются «Родник Прикамья» с «Чистой водой», «Росинка», «Веселый водовоз», «Луговая», «Волшебный бриз». Забота об узнаваемости бренда становится во главу угла стратегии любой компании. Например, при поглощении в 2007 году «Родником Прикамья» «Чистой воды» предприятие разумно сохранило оба наименования ради потребителей, привыкших к ним.
Медленный газ. Маркетолог компании «Росинка» Елена Свечникова замечает, что в последние годы наблюдается уменьшение темпов роста рынка. «Это связано в первую очередь с финансовым кризисом 2009 года (снижение покупательной способности и населения, и юридических лиц). Хотя, учитывая актуальность здорового образа жизни, низкое качество водопровод-ной воды и слабые аргументы в пользу использования бытовых фильтров, спрос на питьевую воду все равно будет расти», – рассказала г-жа Свечникова.
Что касается ценовой политики компаний, то она, по мнению Елены Свечниковой, базируется на одинаковых подходах: «Цена продукта (бутыли 19 литров) у всех поставщиков зависит в основном от объема единовременной партии. На сегодняшний день наблюдается жесткая конкурентная борьба между поставщиками бутилированной воды, в борьбе за крупного покупателя часто применяется демпинг. Но, несмотря на это, в преддверии Нового года некоторые поставщики питьевой воды подняли цены на свою продукцию».
Директор социологического агентства «СВОИ» Александр Нода считает, что ценовая политика на данный момент уже не является главным доводом в борьбе за клиента. «Вместо нее и демпинга в бой вступает маркетинг. Пока на рынке слабовато с креативом. Не редкость просто копирование особо удачных маркетинговых ходов конкурентов. Но есть подвижки, и именно здесь ожидается движение, а не в ценах», – отметил собеседник.
По словам руководителя компании «Волшебный бриз» Сергея Лузина, на сегодняшний день в данном бизнесе сформировалась здоровая конкуренция: «Благодаря этому у нас в Перми самые низкие цены по всему Уральскому региону. И, более того, компании постоянно предлагают дополнительные подарки и льготы». (В Екатеринбурге стоимость 19-литровой бутыли воды колеблется от 150 до 190 рублей. В киосках за литр воды придется заплатить 5 рублей. – Прим. «bc».)
В качестве примера акций, которые проводят главные игроки рынка питьевой воды, можно привести маркетинговый ход «Веселого водовоза»: «Новому клиенту помпа в подарок». Затем в качестве бонуса предлагался ананас, который с кризисом сменился тремя лимонами.
Розлив – в массы. Растет популярность киосков по продаже питьевой воды, впервые появившихся в городе около пяти лет назад. Сейчас их в Перми более 250 единиц. Стандартная цена одного литра в них – 2,8 рубля. Александр Нода отмечает: «Это хороший способ в удобное время и за минимальные деньги приобрести питьевую воду. Так, например, четверть респондентов в исследовании, проведенном нами в августе прошлого года, отметили, что покупают воду на розлив». Елена Свечникова добавляет: «Основной потребитель данной услуги – население. Юридические лица больше ориентированы на бутилированную воду – в этой области они осуществляют примерно 70 % всех покупок».
Александр Нода указывает на непостоянство рыночной ситуации. «Место на рынке еще есть, но все очень быстро меняется. Уже сейчас можно купить в Китае установку по очистке воды с производительностью 20 тонн в час, а через год она, возможно, устареет. Сейчас движение будет скорее всего происходить не в добыче и бутилировании воды, а в очистке водопровод-ной воды и доведении ее до ГОСТа. Скоро население поймет, что фильтры-«кувшинчики» не панацея, а самообман. Потребитель захочет новый продукт, более качественный и понятный. Пока мембранные, многоступенчатые фильтры не распространены – менее 5% рынка, но все-таки, на наш взгляд, за ними будущее. Вот здесь будет развитие, – прогнозирует Александр Нода.
Спасение утопающего. Экспертами предлагается сразу несколько мер по выходу перспективного бизнеса из состояния стагнации. Новинкой на пермском рынке можно назвать автоматы по очистке и продаже воды. Они оснащены многоступенчатой системой фильтрации холодной питьевой воды, в том числе ионизационной. Автомат подключается к центральной системе водоснабжения и канализации, оснащен монетоприемным устройством, накопительной емкостью 220 литров. Также в качестве возможного решения проблемы питьевой воды активно обсуждается возможность запатентованной установки в квартирах «третьего крана» – подключение через отдельную систему водоснабжения питьевой воды (по ГОСТу). Причем система работает как в отдельно стоящем доме, так и на весь двор.
По данным социологического исследования, проведенного агентством «СВОИ» в 2009 году, более половины пермяков согласились бы на установку «третьего крана», притом около 50 % из них даже готовы оплатить его монтаж.

Вода в ступе

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний