Пермский рынок питьевой воды, еще недавно из-за своего безостановочного развития считавшийся одним из самых перспективных бизнес-секторов, ныне демонстрирует крайне умеренные темпы роста. Эксперты отмечают, что рентабельность вложений снижается. Отрасль находится в ожидании новаторских идей.
Пермский рынок, подобно всероссийскому, сегментирован в нескольких направлениях. Во-первых, это продажа небольших по объему бутылок в розничных торговых сетях. Во-вторых, доставка питьевой воды емкостью 19 литров физическим и юридическим лицам. В-третьих, розлив воды в специализированных киосках. Еще одной нишей негласно считается сфера компаний, торгующих фильтрами для воды.
Экспертным сообществом признается, что основными игроками на рынке производства и доставки воды являются «Родник Прикамья» с «Чистой водой», «Росинка», «Веселый водовоз», «Луговая», «Волшебный бриз». Забота об узнаваемости бренда становится во главу угла стратегии любой компании. Например, при поглощении в 2007 году «Родником Прикамья» «Чистой воды» предприятие разумно сохранило оба наименования ради потребителей, привыкших к ним.
Медленный газ. Маркетолог компании «Росинка» Елена Свечникова замечает, что в последние годы наблюдается уменьшение темпов роста рынка. «Это связано в первую очередь с финансовым кризисом 2009 года (снижение покупательной способности и населения, и юридических лиц). Хотя, учитывая актуальность здорового образа жизни, низкое качество водопровод-ной воды и слабые аргументы в пользу использования бытовых фильтров, спрос на питьевую воду все равно будет расти», – рассказала г-жа Свечникова.
Что касается ценовой политики компаний, то она, по мнению Елены Свечниковой, базируется на одинаковых подходах: «Цена продукта (бутыли 19 литров) у всех поставщиков зависит в основном от объема единовременной партии. На сегодняшний день наблюдается жесткая конкурентная борьба между поставщиками бутилированной воды, в борьбе за крупного покупателя часто применяется демпинг. Но, несмотря на это, в преддверии Нового года некоторые поставщики питьевой воды подняли цены на свою продукцию».
Директор социологического агентства «СВОИ» Александр Нода считает, что ценовая политика на данный момент уже не является главным доводом в борьбе за клиента. «Вместо нее и демпинга в бой вступает маркетинг. Пока на рынке слабовато с креативом. Не редкость просто копирование особо удачных маркетинговых ходов конкурентов. Но есть подвижки, и именно здесь ожидается движение, а не в ценах», – отметил собеседник.
По словам руководителя компании «Волшебный бриз» Сергея Лузина, на сегодняшний день в данном бизнесе сформировалась здоровая конкуренция: «Благодаря этому у нас в Перми самые низкие цены по всему Уральскому региону. И, более того, компании постоянно предлагают дополнительные подарки и льготы». (В Екатеринбурге стоимость 19-литровой бутыли воды колеблется от 150 до 190 рублей. В киосках за литр воды придется заплатить 5 рублей. – Прим. «bc».)
В качестве примера акций, которые проводят главные игроки рынка питьевой воды, можно привести маркетинговый ход «Веселого водовоза»: «Новому клиенту помпа в подарок». Затем в качестве бонуса предлагался ананас, который с кризисом сменился тремя лимонами.
Розлив – в массы. Растет популярность киосков по продаже питьевой воды, впервые появившихся в городе около пяти лет назад. Сейчас их в Перми более 250 единиц. Стандартная цена одного литра в них – 2,8 рубля. Александр Нода отмечает: «Это хороший способ в удобное время и за минимальные деньги приобрести питьевую воду. Так, например, четверть респондентов в исследовании, проведенном нами в августе прошлого года, отметили, что покупают воду на розлив». Елена Свечникова добавляет: «Основной потребитель данной услуги – население. Юридические лица больше ориентированы на бутилированную воду – в этой области они осуществляют примерно 70 % всех покупок».
Александр Нода указывает на непостоянство рыночной ситуации. «Место на рынке еще есть, но все очень быстро меняется. Уже сейчас можно купить в Китае установку по очистке воды с производительностью 20 тонн в час, а через год она, возможно, устареет. Сейчас движение будет скорее всего происходить не в добыче и бутилировании воды, а в очистке водопровод-ной воды и доведении ее до ГОСТа. Скоро население поймет, что фильтры-«кувшинчики» не панацея, а самообман. Потребитель захочет новый продукт, более качественный и понятный. Пока мембранные, многоступенчатые фильтры не распространены – менее 5% рынка, но все-таки, на наш взгляд, за ними будущее. Вот здесь будет развитие, – прогнозирует Александр Нода.
Спасение утопающего. Экспертами предлагается сразу несколько мер по выходу перспективного бизнеса из состояния стагнации. Новинкой на пермском рынке можно назвать автоматы по очистке и продаже воды. Они оснащены многоступенчатой системой фильтрации холодной питьевой воды, в том числе ионизационной. Автомат подключается к центральной системе водоснабжения и канализации, оснащен монетоприемным устройством, накопительной емкостью 220 литров. Также в качестве возможного решения проблемы питьевой воды активно обсуждается возможность запатентованной установки в квартирах «третьего крана» – подключение через отдельную систему водоснабжения питьевой воды (по ГОСТу). Причем система работает как в отдельно стоящем доме, так и на весь двор.
По данным социологического исследования, проведенного агентством «СВОИ» в 2009 году, более половины пермяков согласились бы на установку «третьего крана», притом около 50 % из них даже готовы оплатить его монтаж.
Газета
20 декабря 2010, 13:20
Вода в ступе

Рынок продаж питьевой воды резко сбавил обороты. Низкий порог инвестиций приводит сюда все новых игроков.
Главные новости
Бывший депутат парламента Прикамья Никита Белых выпустил собственный бренд одежды
19:20
Городские фонтаны начали запускать в тестовом режиме
17:45
Пермскую шаурмичную временно закрыли из-за серьезных нарушений санитарных норм
16:10
Валерий Сухих: сохранить историческую память – значит защитить будущее страны
14:52
Для реновации территории у Стахановского кольца изымут земельные участки и гаражи
13:50
Спикер краевого парламента Валерий Сухих отметил профессиональную работу журналистов
13:05
На «гостевом маршруте» Перми утвердили правила оформления вывесок
12:55
Совладелицей пермской сети аптек «Планета Здоровья» стала телеведущая Юлия Высоцкая
10:35
В Гордуме приняли решение увеличить расходы на строительство школ и благоустройство
10:12
В Пермском крае завершился период аномального тепла
09:30
В Пермском госуниверситете создали первую университетскую линию по обогащению золота
07:30
В Перми изменится движение некоторых автобусов в связи с проведением эстафеты
24 апр
Пермские депутаты одобрили передачу здания акватеррариума церкви
24 апр
Власти ведут переговоры о финальной стоимости выкупа ДК им. Ленина в собственность Перми
24 апр
В Пермском крае отмечены самые интенсивные апрельские грозы за последние 25 лет
24 апр
Международный аэропорт Перми попал в топ-20 рейтинга Forbes
24 апр
Медали с лисой и обновленные трассы представили на презентации VIII Пермского марафона
24 апр
Планируется расширение участка улицы Попова в Перми
24 апр
Деятельность министра финансов Пермского края отмечена госнаградой
24 апр
Руководство «Автодора» оценило работу пермских энергетиков на трассе М-12 «Восток»
24 апр
На детской сцене ТТ состоится премьера «Родители напрокат» (6+)
24 апр
В Перми откроется новая кофейня в формате To Go
24 апр
Власти Пермского края анонсировали новые налоговые льготы
23 апр
Пермский педагогический университет откроет лицей по двум профилям
23 апр
На Российском венчурном форуме оценили опыт Пермского края в развитии беспилотных авиасистем
23 апр
Губернатор Пермского края сможет избираться более двух сроков подряд
23 апр
Студент и его приятель обвиняются в теракте из-за поджога вышки связи на юге Пермского края
23 апр
В Пермском крае после однодневного потепления ожидается волна холода
23 апр
В Мотовилихе закрыли опасный для детей квеструм
23 апр
Валерий Сухих: парламент обеспечит правовую основу для достижения целей национальных проектов
23 апр
Новости компаний

ВТБ: Снижение ключевой ставки сейчас может привести к экономическим рецидмвам
25 апреля 2025, 17:00 95

5 вопросов о завершении отопительного сезона и начале межсезонной подготовки
25 апреля 2025, 15:15 332

ВТБ прогнозирует курс доллара на уровне 100 рублей к концу года
25 апреля 2025, 15:00 116

«Прибыль» Уралсиба вошла в Топ-3 лучших дебетовых карт с максимальным кешбэком
25 апреля 2025, 13:50 140

ВТБ выйдет в 13 тыс. новых населенных пунктов
25 апреля 2025, 13:40 115

«Уралкалий» в числе лидеров по качеству управления персоналом
25 апреля 2025, 12:40 161

ВТБ планирует удвоить сумму выплаченного кешбэка в этом году
25 апреля 2025, 12:00 145

Молодежь «ПМУ» «Уралхима» провела мероприятие для подопечных геронтологического центра
24 апреля 2025, 11:30 348

Банк Уралсиб вошел в Топ-10 ипотечных банков за 2024 год – Эксперт РА
23 апреля 2025, 14:20 381
Выбор редакции

Мистика и пистики. Что можно увидеть и где побывать в Коми-Пермяцком округе?
24 марта 2025, 07:00

«Большая Пермь». Рассказываем о дискуссии, которая велась в момент формирования границ города
26 марта 2025, 07:00

Какие кафе и рестораны откроются в Перми в ближайшее время?
28 марта 2025, 07:00