Газета
 24 мая 2010, 13:20   1425

Медленно запрягают

Медленно запрягают
Банки не могут похвастаться большими объемами выдачи льготных автокредитов в 2010 году: их в 2,5 раза меньше, чем поступивших заявок. По словам банкиров, причины кроются в дефиците автомобилей.

Продление программы льготного автокредитования и снятие ограничения на участие в ней банков не привело к заметному росту выдачи кредитов, на который надеялось государство. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, в 2010 году аккредитованные банки выдали 43,7 тысячи субсидированных автокредитов, что практически в 2,5 раза меньше поступивших за этот период заявок.
Напомним, действие госпрограммы льготного автокредитования началось в апреле 2009 года и изначально к участию в ней были допущено только три банка – Сбербанк России, ВТБ24 и Россельхозбанк. В ноябре 2009 года Минпромторг снял ограничения на участие банков в программе, а в феврале 2010 года продлил ее действие на год. Согласно государственной программе получить кредит можно на автомобиль стоимостью до 600 тыс. рублей, первоначальный взнос составляет 15 % от суммы кредита, а срок выдачи равен трем годам. Согласно программе государство субсидирует 2/3 ставки рефинансирования Банка России.

С апреля по декабрь 2009 года в банки поступило 123 874 заявки на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей, после рассмотрения которых выдано 71 486 автокредитов. За время действия программы в 2010 году – с февраля по май – было выдано 43 682 кредита при 107 134 полученных заявках.

Однако ощутимого эффекта принятые государством меры не дали. Из данных Минпромторга следует, что популярность льготной программы автокредитования среди населения растет. Так, количество поступивших заявок за три месяца 2010 года уже приближается к показателям за девять месяцев 2009 года (107,1 тысячи и 133,9 тысячи соответственно). Банки, в свою очередь, не показывают заметного увеличения объемов кредитования. Процент одобренных заявок в мае 2010 года находится на уровне 40 %, что соответствует показателям мая 2009 года, однако здесь стоит учитывать, что в этом году программа вступила в силу раньше, а количество банков-участников увеличилось. Но, несмотря на то что в программу льготного автокредитования вступили 104 банка, 96 % выдачи займов, по данным министерства, приходится на восемь банков – Сбербанк, Русфинанс банк, ВТБ24, Росбанк, ЮниКредит Банк, Россельхозбак, «Уралсиб» и Газпромбанк.
Тем не менее банкиры считают, что сравнивать 2009-й и 2010-й годы некорректно. Эксперты «bc» говорят, что делать скоропалительных выводов, исходя из первых результатов действия гос-программы, не стоит, поскольку прошло не так много времени и не все банки успели активизироваться.
По словам Оксаны Авраменко, директора управления по работе с предприятиями и партнерами Западно-Уральского банка Сбербанка России, первые месяцы 2010 года ассоциируются с началом постепенного восстановления докризисных объемов реализации.
Оксана Авраменко:
– Растет спрос на автомобили. По сведениям наших партнеров, на некоторые особо популярные модели очереди растянулись до конца года. Вместе с тем с начала 2010 года отмечено снижение количества выданных кредитов относительно аналогичного периода прошлого года. Данное обстоятельство связано со стартом государственной программы субсидирования процентных ставок, которая имела под собой огромную рекламную поддержку с конца 2008 года и вызвала отложенный спрос в начале 2009 года. Мы уверены в том, что в 2010 году объем выдачи льготных автокредитов превысит уровень 2009 года.
Яков Демин, директор Пермского регионального филиала Россельхозбанка, говорит, что программа льготного автокредитования была восстановлена в феврале и фактически начала работать в марте. «Льготные автокредиты, безусловно, пользуются популярностью у населения. Кроме того, в 2010 году появились новые программы, такие как «ЛАДА-Финанс», утилизация старых автомобилей, что увеличило спрос на отечественные автомобили», – считает эксперт «bc». В Пермском филиале Русь-Банка отмечают, что незначительный эффект от действия программы вызван нехваткой автомобилей у дилеров в первом квартале 2010 года. В банке надеются, что в будущем этот дефицит будет устранен.
Собеседники «bc» из числа автодилеров подтверждают слова банкиров, отмечая, что в большей степени дефицит наблюдался на отечественные автомобили. В Пермском крае продажей автомобилей ВАЗ занимаются 7 дилеров. В кредитном отделе «Форвард-гарант» корреспонденту издания рассказали, что сейчас действительно ощущается нехватка автомобилей, преимущественно отечественного производства и прежде всего дешевых – 5-х, 7-х, 14-х моделей. «Поступление новых машин не уменьшилось, а даже увеличилось. Однако наибольший поток направляется на реализацию программы утилизации, в связи с чем по программе льготного автокредитования наблюдается нехватка», – пояснил специалист отдела.
Большинство представителей кредитных организаций, присоединившихся к программе после ноября, не пожелали озвучивать количество поступивших заявок и выданных кредитов, объяснив это тем, что «хвастаться здесь нечем» и эти результаты несопоставимы с тем, что показывают Сбербанк России, ВТБ24 и Россельхозбанк.

Справка «bc»
В 2009 году Западно-Уральским банком Сбербанка России в Пермском крае было выдано более 1600 кредитов из 2500 заявок на приобретение новых автомобилей в рамках госпрограммы автокредитования. За первые 4 месяца 2010 года выдано 490 аналогичных кредитов, принято 957 заявок. Пермский региональный филиал Россельхозбанка начиная с 2009 года выдал более 180 автокредитов, а принял 350 заявок.

Медленно запрягают

Поделиться:
Все новости компаний