Газета
 26 апреля 2010, 13:20   1574

Город одного рейса

Город одного рейса
Пока одни авиаперевозчики рассчитывают на увеличение платежеспособного спроса, другие устанавливают минимальные цены, переманивая пассажиров, пользующихся железнодорожным транспортом.

Плюс один. 2010 год для авиакомпаний, работающих на пермском рынке, начался с ряда изменений. Несмотря на общее снижение пассажиропотока, возможностью организации авиарейсов из Перми заинтересовались компании «Транcаэро» и «Авианова».
По данным ФГУП «Пемские авиалинии», в 2009 году количество пассажиров резко сократилось. Если в 2008 году пассажиропоток составил 782 тыс. человек, то во время кризиса показатель упал на 17 % до 572 тыс. Процент падения оказался почти в два раза выше, чем в среднем в России. Данные Росавиации об изменении основных показателей работы воздушного транспорта в стране в прошлом году свидетельствуют о сокращении пассажирооборота на 8,1 %.
В начале года все-таки наметилась положительная динамика, в январе-феврале число людей, воспользовавшихся услугами авиапервозчиков в Перми, выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 30 %. Хотя и здесь Пермь несколько отстает от общероссийских показателей. По данным Росавиации, в первые два месяца текущего года пассажирооборот в стране увеличился на 36,5 %. Но возвращения к докризисным объемам перевозок не произошло до сих пор.
Руководство компаний, работающих на территории края, тоже жаловалось на снижение в прошлом году количества авиапассажиров, объясняя это кризисом. В январе текущего года коммерческий директор Sky Exspress Андрей Егоров рассказывал «bc», что наполняемость салонов самолетов, улетающих в Москву, у всех компаний составляла около 55 %. Сейчас компании лелеют надежду, что хотя бы в пиках июля-августа загрузка слегка приблизится к предельной.
Вынужденные хоть как-то удержать пассажиров, авиакомпании снижали цены на билеты. Так, по данным «bc», тариф на рейс Пермь – Москва у «Сибири» составлял 2 тыс. рублей. По словам пресс-секретаря авиакомпании «Сибирь» Ирины Колесниковой, в марте минимальный тариф вырос на 500 рублей. Хотя цены еще не вернулись на докризисный уровень. «Сейчас тарифы буду только расти», – заявила Ирина Колесникова.
По словам экспертов, пермский рынок в конце 2008-го – начале 2009 года провалился гораздо больше, чем в других регионах, но интерес аиваперевозчиков к нему не был потерян. Так, в феврале прошлого года регулярные рейсы по маршруту Москва – Пермь начала выполнять компания «Ю-Тэйр», а осенью она увеличила частоту рейсов. Уже в марте в летное расписание трижды в неделю добавились рейсы «Авиановы» по маршруту Москва – Пермь. Хотя, по словам директора по продажам, маркетингу и дистрибуции «Авиновы» Жанны Шалимовой, первоначально планировалось, что полеты в Москву будут совершаться два раза в неделю. На презентации компании в Перми она также отметила, что частота полетов, возможно, будет увеличиваться. А вот «Сибирь», по данным «bc», вместо трех ежедневных рейсов в Москву в этом году иногда совершала по два. Из Перми в связи с банкротством ушла компания «КД Авиа».
В Москву! В Москву! На сегодняшний день Пермь для авиапервозчиков по-прежнему остается городом одного маршрута. Сейчас в «Большом Савино» регулярно работает 5 авиакомпаний: Sky Express, «Сибирь» (торговая марка S7), «Аэрофлот», «Ю-Тэйр» и «Авианова». Самолетами этих компаний ежедневно совершается до 8 рейсов в Москву. Для сравнения, в Екатеринбурге в сетке расписания может стоять в течение дня до 15 рейсов в Москву. Но увеличивать количество рейсов из Перми почти никто не планирует. «Согласитесь, на московском направлении уже достаточное предложение. Вряд ли экономически целесообразно его растить, если летающие емкости загружены только наполовину. Как эксперт считаю, что реальных оснований для расширения предложения на этом рынке пока нет. То есть имеющийся платежеспособный спрос перевозчики удовлетворяют. Неплатежеспособный спрос, конечно, можно растить и дальше. Если возить совсем бесплатно, то он, конечно, будет расти. Но это неправильно», – уверен Андрей Егоров.
До прихода «Авиановы» рынок между компаниями был распределен следующим образом: лидирующее положение удерживала «Сибирь», по разным оценкам, ее доля составляла 40–45 %. У «Ю-Тэйр» и «Аэрофлот» было примерно по 20 %. 13 % контролировал Sky Express. Доля «немосковских» воздушных сообщений Перми была ничтожно мала. Такова она и сейчас. Кроме Москвы из Перми также можно улететь прямыми рейсами в Санкт-Петербург, Анапу, Сочи, Краснодар.
Сейчас о своей заинтересованности в увеличении доли присутствия на пермском рынке говорит лишь одна компания – «Авианова».
Владимир Горбунов, генеральный директор ООО «Авианова»:
– Наш интерес к Перми очевиден, ведь это город-миллионник, и не летать сюда – значит упустить хорошие возможности. Я думаю, Пермь будет одним из ключевых наших направлений, мы посмотрим дальше, как можем использовать «Большое Савино» для дальнейшего развития маршрутной сети.
Это заявление прямо противоположно сделанным ранее заявлениям руководства другой компании, также позиционирующей себя как низкобюджетный перевозчик. «У Sky Express нет амбиций на увеличение доли рынка. Мы – «нишевая» компания, у нас особенный продукт и «свой клиент», – заявил «bc» Андрей Егоров. Но если одни утверждают, что пассажиров нет, то руководство «Авиановы» уверено – их не там ищут. Как пояснил генеральный директор «Авиановы» Владимир Горбунов, компания не рассчитывает на бизнес-туристов, а основным своим конкурентом считает железную дорогу. «С рынка ушел большой пласт пассажиров, которые в советские времена летали очень часто. Мы рассчитываем их вернуть. В первую очередь, в Перми очень много студентов, думаю, наше предложение покажется им привлекательным», – считает Владимир Горбунов.
Ждут приземления. Несмотря на то что Пермь по-прежнему привлекает авиакомпании, «Пермские авиалинии» отказались от выполнения самостоятельных рейсов и в прошлом году были лишены лицензии на выполнение авиаперелетов. Руководство предприятия и краевые власти объясняли такое решение тем, что одна компания не может эффективно совмещать функции авиапервозчика и оператора, занимающегося обслуживанием аэропорта. Отсюда – шокирующие данные Пермьстата о падении числа пассажиров в Пермском крае. Если верить статистике, их количество в 2009 году сократилось по сравнению с предыдущим на 95,5 %.
Показатели Пермьстата в первую очередь говорят о неразвитости местной авиации, поскольку здесь учитываются только перевозки, совершаемые местными авиакомпаниями. Однако сегодня вопрос создания региональной авиакомпании вновь появился на повестке дня. Так, руководитель ФГУП «Пермские авиалинии» Валерий Григорьев заявил, что пермскому аэропорту не только необходимо найти базовую авиакомпанию, но также привлечь межрегионального перевозчика.
Поисками базовой авиакомпании предприятие занимается уже не первый год. Но они усложняются в том числе и в связи с неопределенностью статуса пермского аэропорта. Региональные власти предпринимают многочисленные попытки, чтобы перевести «Большое Савино» в краевую собственность, только на этом условии они согласны вкладывать в него деньги и развивать дальше. По словам губернатора Пермского края Олега Чиркунова, этот вопрос должен быть решен в течение года.
Что касается развития маршрутной сети из Перми, то здесь мнения экспертов расходятся. Рассказывая о планах «Авиановы», Жанна Шалимова отметила, что их компания будет обязательно развивать маршрутную сеть между российскими городами, и не исключила вероятности, что Пермь может стать городом базирования. Хотя вероятность, что это произойдет, невелика. Это мнение разделяют представители Sky Express. «Межрегиональные полеты – это общероссийская беда. Рынок мал, население малоподвижно, поскольку оно малообеспеченно. Бизнес и власть сосредоточены в Москве. Авиатранспорт – заложник макроэкономики или геополитики. Поэтому и сеть маршрутов в стране сложилась такая: Регион – Москва. Москва как единственный всероссийский транспортный узел дает возможность быстрых коммуникаций всем регионам через себя, – поясняет Андрей Егоров. – Преодолеть это тяготение потоков к Москве ой как не просто. Предположим, есть некоторый спрос между Пермью и Новосибирском. Но он настолько мал, что на ежедневные рейсы не тянет, и самолетов соответствующей размерности у нас нет. Раз в неделю – такое авиасообщение вряд ли кому интересно – быстрее и дешевле по земле. Вот так и летаем. Через Москву».
Эксперты «bc» считают, что развитию региональной авиации мешает и другая проблема.
Сегодня буквально все компании испытывают дефицит воздушных судов. И дело не только в нехватке средств на покупку новых, но и в отсутствии самолетов, считает эксперт в сфере транспорта Денис Гвоздев.
Перевозчики надеются, что кризис отступил и им удастся «отыграть» падение 2009-го, хотя и признают, что сделать это будет сложно. Руководство пермского аэропорта заявило, что начавшаяся в 2010 году тенденция роста пассажиропотока должна сохраниться, а 2032 году количество пассажиров должно вырасти до 5 млн человек.
Город одного рейса

Город одного рейса

Поделиться:
Все новости компаний