Газета
 22 февраля 2010, 13:20   2649

Перетягивание каната

Перетягивание каната
Несмотря на кризис, конкуренция на рынке рекрутинговых услуг остается высокой. К концу 2010 года эксперты ожидают ее усиления.

В кризисный год рынок рекрутинга Прикамья заметно потерял как в количестве участников, так и в объеме. По совокупности факторов эксперты «bc» говорят о сохранении высокой конкуренции на рынке.
Недосчитались. По словам Анны Ферштейн, генерального директора ГК «PRO-Центр» (Кадровый центр МастерТруд.ru), кадровые агентства остро почувствовали влияние мирового финансового кризиса еще в сентябре 2008 года, когда компании начали сокращать или полностью останавливать подбор персонала.
Большинство экспертов считают, что в период кризиса число вакансий, предлагаемых работодателями, сократилось примерно на 40–50 %, однако в денежном выражении ситуация выглядела более пессимистично. «Если в благополучном 2007 году объем рынка составлял 50 млн рублей, то в 2008-м – 40 млн рублей, в 2009-м – уже 18–20 млн рублей. То есть в среднем объем рынка сократился в 2,5 раза», – оценивает ситуацию Светлана Тюрина, директор Пермского подразделения AVANTA Personnel. Причиной более негативной динамики рынка в денежном выражении стало снижение гонораров, которые в большинстве случаев зависят от уровня заработных плат кандидатов. При этом сокращение масштабов деятельности в разных компаниях было разным: кто-то вовсе ушел с рынка, другие агентства потеряли меньше чем половину бизнеса.
Действительно, в течение 2009 года свою работу на открытом рынке прекратили сразу несколько региональных рекрутинговых агентств, а также крупные федеральные игроки: АПРАЙТ (управляющий офис в г. Екатеринбург) и Kelly Services в России (г. Москва). «Однако в первую очередь пострадали небольшие локальные компании, которые зависели от нескольких клиентов, а также моноагентства, предоставляющие только услуги поиска и подбора персонала. Часть из них закрылась совсем. Многие местные кадровые агентства переехали в меньшие по площади офисы, оставив работать двух-трех человек. Часть кадровых/рекрутинговых компаний, в том числе крупных сетевых, перешли в режим работы home-office», – рассказывает Ирина Денисова, директор офиса АНКОР в Перми. В то же время, по словам Светланы Тюриной, на рынке появилось несколько новых региональных игроков, активно заявивших о себе.
Эксперты отмечают, что спад рынка рекрутинга в Прикамье был существеннее, чем в некоторых других регионах. По словам Ирины Денисовой, в меньшей степени пострадали рынки рекрутмента Москвы и Санкт-Петербурга, где даже в самые «черные» кризисные времена большинство ключевых игроков рынка чувствовали себя относительно стабильно. К списку регионов, относительно легко переживших кризис, Светлана Тюрина добавляет Свердловскую и Нижегородскую области. «Экономика этих регионов более разнообразна, чем в Пермском крае. В частности, гораздо большую долю там занимают торговые предприятия, а именно этот сектор наиболее динамичен и быстрее выходит из кризиса», – уверена она.
В то же время есть и регионы, уступающие Пермскому краю. «В ряде самых неблагополучных мест рынок рекрутмента упал в 4–5 раз. В частности, кризис привел к серьезному упадку кадрового бизнеса в городах с наиболее сложным и неустойчивым экономическим положением, таких как, например, Тольятти (Самарская область) и Заволжье (Нижегородская область)», – приводит примеры Ирина Денисова.
Свои да наши. По словам экспертов, по сравнению с локальными, федеральные рекрутинговые агентства обладают рядом конкурентных преимуществ, которые помогли им выжить в период кризиса.
«Одна из причин – у федеральных агентств больше источников заказов за счет того, что часть из них поступает из головного офиса и подразделений из других регионов», – отмечает Светлана Тюрина. По ее мнению, существенную роль играют также доступ к большему объему информации (благодаря общению с коллегами из других регионов), а также существование общей базы компании, что повышает шансы на подбор нужного кандидата. Также, по словам Юлии Волокитиной, заместителя директора по рекрутингу ГК «ЭлитаФин», федеральным агентствам помогло справиться с кризисом и перераспределение финансового ресурса, что дало возможность сохранить ключевых работников. В результате в кризисный год, уверена Анна Хвостова, директор Уральского филиала компании HeadHunter, акцент на рынке сместился в сторону федеральных игроков: «Расслоение между региональными и федеральными КА становится все сильнее. Региональные агентства весь последний год работали на грани рентабельности и только теперь начинают наращивать обороты. Федеральные же за это время успели охватить гораздо большую долю рынка». Светлана Пугина уверена, что в период кризиса сетевым кадровым агентствам удалось сохранить своих основных клиентов: «Крупные пермские, а также российские и, особенно, иностранные компании как обращались в сетевые компании, так и вернулись к прежним партнерам после затишья в начале года. И лишь часть пермских компаний в силу ограниченности бюджетов на рекрутинг, а также изменения своих бизнес-задач на ближайший период перешла от федеральных к пермским агентствам».
Однако существенного перераспределения рынка рекрутинга в пользу федеральных игроков в период кризиса не произошло. По словам Анны Лехтиной, руководителя проектов Кадрового центра MастерТруд.ru (ГК «PRO-Центр»), и до начала кризиса ситуация на пермском рынке была и остается частично монополизированной: крупнейшие игроки часто имеют «своих» клиентов, это относится в большей степени к крупным компаниям-работодателям. По мнению Светланы Тюриной, причина того, что региональные кадровые агентства сохраняют свои позиции на рынке, – их высокая мобильность. «Требования к уровню специалистов и уровню сервиса они устанавливают себе сами, поэтому им проще экономить на издержках. Проще приостановить свою деятельность, а потом возобновить ее. Кроме того, они смогли перепрофилироваться на работу с физическими лицами либо стали совмещать рекрутинговую деятельность с деятельностью по трудоустройству», – отмечает эксперт.
Сегодня в Перми осталось лишь три федеральных игрока, полноценно осуществляющих деятельность на рынке рекрутинга, – AVANTA Personnel, IBC Human Resources и АНКОР. При этом, по оценкам экспертов, их доля составляет порядка 40–50 %.
Эксперты «bc» отмечают, что конкуренция на рынке рекрутинга в Прикамье сегментирована. «Как правило, крупные и сетевые организации работают с федеральными кадровыми агентствами. Средний бизнес предпочитают работать с несколькими сразу – это могут быть как крупные агентства, так и местные. Основным клиентом именно пермских кадровых агентств является средний бизнес», – считает Юлия Волокитина. По мнению Анны Хвостовой, такая ситуация приводит к сегментации кадровых агентств по уровню доходов: «Гонорар рекрутера находится в прямой зависимости от уровня зарплаты искомого кандидата. А значит, средний гонорар получится выше у того агентства, которое привлечет к себе больше заказов на поиск дорогостоящих (то есть получающих высокую заработную плату) кандидатов».
Цена вопроса. В период кризиса одним из основных инструментов конкурентной борьбы стали цены. «В среднем по рынку тарифы снизились на треть, однако пермские рекрутинговые агентства гораздо быстрее шли на снижение своих цен, некоторые – в два раза», – отмечает Светлана Тюрина. По ее словам, сегодня услуги федеральных рекрутеров стоят в среднем 20 % от годовой зарплаты кандидата, местных – порядка 12 %, однако иногда цена опускается и до 8 % от годовой зарплаты. Анна Ферштейн отмечает также и то, что в период кризиса агентства стали все чаще указывать гонорары в абсолютных цифрах и активней предлагать информационный скрининг, абонентское обслуживание, подбор без гарантий – те услуги, стоимость которых ниже в сравнении с классическим подбором.
При этом, по оценке Светланы Пугиной, директора Пермского представительства IBC Human Resources, разница в цене услуг локального и сетевого агентства может составлять в среднем 40–50 % при поиске линейных специалистов и доходить до 100 % на позициях руководителей среднего звена. Надо учесть также, что по ставкам на поиск топ-менеджеров сравнение проводить некорректно, так как подобные вакансии в локальных агентствах преимущественно не размещаются.
Впрочем, считает Ирина Денисова, крупные федеральные игроки в период кризиса стимулировали спрос на свои услуги не только снижением цен, но и предлагая новые решения, адаптируя стандартные услуги к реалиям рынка: «В разгар кризиса пользовались спросом усеченные, более бюджетные варианты рекрутмента, как, например, экспресс-отбор (быстрый и качественный подбор кандидатов на типовые позиции в компании без проведения личного интервью и предоставление результата такого отбора в виде списка кандидатов, от 9 до 12 человек). Стали активно предлагаться программы по outplacement, outstaffing, а также консультации по трудовым вопросам».
По мнению экспертов «bc», в других регионах наблюдается схожая ситуация. «Вознаграждения кадровых агентств резко упали и в процентном выражении, и в денежном за счет снижения заработных плат. В целом же ценовая политика рекрутинговых компаний в различных городах близка или различается за счет уровня заработных плат в регионах», – отмечает Юлия Волокитина.
В ближайшей перспективе вместе с восстановлением рынка рекрутмента эксперты ожидают и усиления конкуренции между кадровыми агентствами. «С 2010 года мы ожидаем рост количества вакансий не менее чем на 15 %, а в 2011–2013 годах рост рынка может превысить 20 %. Вместе с тем к концу 2010 года конкуренция на рынке кадровых провайдеров усилится, в том числе и за счет появления новых игроков, а также возобновления деятельности агентств, которые на время кризиса приостановили работу в регионе. Наиболее актуальными станут комплексные HR-решения для компаний, а вовлеченность провайдера в бизнес-процессы фирм будет увеличиваться», – уверена Ирина Денисова.
 

Справка «bc»
Группой компаний «PRO-Центр» при поддержке департамента промышленной политики, инвестиций и предпринимательства г. Перми было проведено исследование по выявлению кадрового потенциала средних и малых компаний г. Перми; по результатам опроса составлен детальный анализ. В исследовании принимали участие представители компаний малого и среднего бизнеса.
Наиболее распространенным методом подбора персонала был назван самостоятельный поиск сотрудников, в том числе:
— поиск по рекомендациям знакомых, коллег, сотрудников – указали 60 % компаний,
— поиск через объявления в печатных СМИ – 50 % компаний,
— поиск через интернет-источники – 47 % компаний.
При этом 32 % опрошенных отметили, что не пользуются Интернетом для поиска сотрудников. 8 % опрошенных отметили низкий уровень персонала на означенных сайтах.
Обращения в агентства по подбору персонала носят редкий характер. Так, 11 % опрошенных компаний отметили возможность поиска сотрудников с помощью кадрового агентства, 15 % обращаются в службы занятости. Поводом для обращения служит в основном потребность в специалистах узкого профиля. Решающим фактором при выборе кадрового агентства является репутация агентства, личное знакомство с руководителем. Немаловажным является уровень оплаты кадровых услуг в сравнении с другими агентствами. Предпочтение, судя по данным опроса, отдается местным кадровым агентствам перед федеральными.

Перетягивание каната

Перетягивание каната

Поделиться:
Все новости компаний