Газета
 18 января 2010, 13:20   2339

Лыжню!

Лыжню!
Число посетителей на горнолыжных склонах Пермского края начинает расти. Эксперты уверены: с точки зрения баз ниша в регионе заполнена, а единственным препятствием для развития бизнеса остаются погодные условия.
Автор: Кирилл Перов

Количество отдыхающих на горнолыжных курортах Пермского края значительно выросло по сравнению с прошлым годом. По данным экспертов «bc», рост посетителей связан в первую очередь с тем, что та часть клиентов, которая раньше тратила деньги на аналогичный отдых в Европе, вернулась на российские базы. Таких, по подсчетам экспертов, порядка 5–10 %.
По словам генерального директора центра активного отдыха «Полазна» Игоря Соловьева, в этом году рост численности отдыхающих составил от 40 до 60 % в зависимости от базы. О росте говорит и директор горнолыжного комплекса «Такман» (Чусовой) Рафит Мухутдинов, однако называет цифры несколько ниже, чем г-н Соловьев, – не более 20 %.
Аналогичной точки зрения придерживается директор горнолыжного комплекса «Жебреи» Андрей Надымов: «У себя мы наблюдали в этом году 10–15-процентный рост. Вообще в этом сезоне можно говорить о рекорде посещаемости на всех базах Прикамья».
Апгрейд. Сегодня на территории края работают 32 горнолыжных комплекса. Аналитики отмечают, что число баз остается неизменным уже несколько лет, но они меняются качественно.
Андрей Надымов:
– Базы совершенствуются. Если говорить о «Жебреях», то мы увеличили штаб службы инструкторов в два раза – теперь у нас их больше 20. По этому показателю мы вышли на уровень московских курортов. Плюс мы открыли сноутьюбинговую трассу, расширили для сноубордистов площадь сноупарка. Построили в этом году два больших трамплина.
О качественном изменении комплексов Пермского края говорит и Рафит Мухутдинов: «Мы значительно усовершенствовали свой комплекс: сделали гостиницу, внесли изменения в саму территорию. Главным преображением этого года на «Такмане» можно назвать систему оснежения». По словам г-на Мухутдинова, число искусственно оснежаемых трасс выросло с двух до пяти.
Игорь Соловьев также говорит о вложении финансовых средств в улучшение своего комплекса: «Перед открытием сезона мы расширили сноупарк, увеличили ширину и длину имеющихся трасс, помимо этого переоборудовали и детские трассы».
Однако если с работой в зимний период с горнолыжными базами ситуация ясна, то вопрос о том, чем они привлекают своих клиентов летом, остается открытым.
Ловись, рыбка большая и маленькая. Андрей Надымов рассказал «bc», что межсезонье для горнолыжных комплексов всегда остается болезненной точкой. «Летом у нас все стоит, – рассказывает г-н Надымов. – Изначально мы задумывались как круглогодичный курорт, но кризис пошатнул планы –
не получается на сегодняшний день построить гостиницу. Летом прошлого года мы запустили форелевый пруд, и он начал приносить какие-то деньги». Собеседник «bc» добавляет, что пока не может идти никакой речи об окупаемости инвестиций: однако стабильные финансовые поступления есть – услуга востребована, добавил он.
Аналогичным способом зарабатывают деньги летом и другие комплексы в Пермском крае. Большим плюсом базы является ее хорошее географическое расположение – если она находится на берегу реки, то вероятность того, что клиент поедет летом именно к ним, возрастает в разы. Как рассказал Рафит Мухутдинов, цены на проживание в летний период снижаются в два раза: «Мы нацелены на работу в зимний период. Летом мы просто не в состоянии выдерживать конкуренцию с базами, которые расположены ближе к Перми, – люди едут не к нам, а туда. Поэтому мы решили организовать в этом году рыбалку – по нашим прогнозам, клиентам будет интересна эта услуга на «Такмане».
Перепрофилирование горнолыжных комплексов в места круглогодичного отдыха наблюдается повсеместно: в «Полазне» отдыхающих привлекает еще и прокат моторных лодок и квадроциклов. Игорь Соловьев уверен, что о прибыли в межсезонье можно говорить только при условии дополнительных инвестиций.
Финансовая сторона вопроса. Игроки рынка работают в разных ценовых сегментах. Для примера: подъемник отдыхающему обойдется от 150 (в Кунгуре, на базе «Светлячок») до 250 (Жебреи),
300 (Губаха, «Уголек») рублей за час. Цены за прокат инвернтаря тоже разнообразны – от 80 (Кунгур) до 300 («Жебреи») рублей за час. Андрей Надымов говорит, что по сравнению с прошлым годом цены изменились: «Инфляцию никто не отменял, и все комплексы цены потихоньку поднимают. Мы здесь не исключение. Однако есть и те позиции, по которым в «Жебреях» цены были снижены. Например, в прошлом году дневной абонемент на подъемник стоил 750 рублей, в этом году мы опустили эту цифру до 600 рублей».
Цены на проживание немногим отличаются от выбора горнолыжного комплекса и в среднем составляют 1000 рублей в сутки с человека, хотя, например, в новогодние праздники, ожидая большой поток клиентов, большинство баз поднимали цены на проживание в два раза.
Цены соседних регионов отличаются от пермских, полагает Игорь Соловьев. С коллегой не согласен Андрей Надымов: «Я активно изучал работу горнолыжных комплексов Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга – цены там несколько выше, чем в Прикамье. Если говорить о Екатеринбурге, то разница составляет примерно 20 % по всем позициям. В Питере и Москве эта разница более существенна – средний чек выше пермского в два раза». Также исключением являются курорты общероссийского масштаба: «Абзаково», «Завьялиха», где стоимость катания существенно отличается от цен на других горнолыжных комплексах.
Рентабельность. Мнения экспертов «bc» о необходимых инвестициях в создание горнолыжного комплекса и сроках окупаемости расходятся. Андрей Надымов уверяет, что рентабельность бизнеса невысокая: «Это очень тяжелый и долгоокупающийся бизнес. Необходимо вложить порядка 3–4 млн долларов. И при нормальной организации период окупаемости составит 8–10 лет. Я говорю о комплексе формата «Жебреи».
Игорь Соловьев называет совершенно другие цифры: при вложениях в 0,5 млрд рублей (на базу площадью 20–30 га) период окупаемости может составить порядка 5–10 лет.
Клиентов хватит всем. По мнению экспертов «bc», ниша горнолыжных комплексов в Пермском крае практически заполнена.
Андрей Надымов:
– Я уже давно понял – клиентов хватит всем. Проработав третий сезон, мы начинаем понимать, что главный конкурент горнолыжных комплексов вовсе не другие игроки, а погодные условия. Есть погода –
клиенты на горе. При хорошей погоде не важно, сколько комплексов на территории края, – клиентов хватит всем. И все будут работать на 100 %.
Рафит Мухутдинов согласен с г-ном Надымовым: «Ниша в крае практически заполнена. Даже мы в некоторые дни не полностью загружены по клиентам».
Однако есть и те, кто считает, что на территории Прикамья мало горнолыжных баз. Игорь Соловьев уверен, что ниша в крае заполнена только на 20–30 %:
«Нашему бизнесу не хватает поддержки краевых властей. Они лоббируют интересы только одного комплекса – «Жебреев».
О перспективах. Собеседники «bc» полагают, что базам в Пермском крае есть куда расти. «Если появятся новые игроки, то проблем в этом не будет, – говорит Андрей Надымов. – Рынок и дальше будет продолжать расти достаточно активно. У населения сейчас есть как потребности в активном отдыхе, так и возможности». Эксперт полагает, что основной задачей комплексов является совершенствование уже имеющегося оборудования и трасс, а также привлечение новых клиентов.
По данным исследовательского агентства «СВОИ» на сегодняшний день в Прикамье только 1,4 % горожан катаются на горных лыжах каждую зиму. Таким образом, постоянная «целевая аудитория» этого вида отдыха в Перми составляет порядка 10 тысяч человек.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний