Газета
  1. Газета
 23 ноября 2009, 13:20  

Социальный вариант

Социальный вариант
В Перми прошли публичные слушания по проекту бюджета на 2010 год и плановый период до 2012 года. Свою позицию смогли высказать эксперты и общественность.

В минувшую пятницу, 20 ноября, прошли публичные слушания, посвященные проекту бюджета Перми на 2010-й, а также плановый период 2011–2012 годов. Обсуждение было организовано в администрации города с участием экспертов. Обсуждение главного финансового документа прошло в конструктивной форме подачи предложений и высказывания пожеланий. Особое внимание уделялось сохранению финансирования социальной составляющей бюджета.
Без дефицита. Проект бюджета Перми на 2010 год, а также на плановый период 2011–2012 годов представила начальник департамента финансов администрации Перми Елена Чугарина. По ее словам, главной особенностью работы над документом стало формирование планов доходов и расходов в условиях продолжающегося финансового кризиса. Поэтому, отметила г-жа Чугарина, власти города были вынуждены перейти к модели более жесткой бюджетной политики.
В основу бюджета следующей трехлетки положены сценарные условия функционирования города на 2011–2112 годы с учетом развития Российской Федерации и Пермского края. По сообщению Елены Чугариной, социально-экономическое развитие города в следующие годы будет идти по консервативному сценарию. Особенностью бюджета 2011–2012 годов также стало применение функционально-целевых систем развития.
По оценкам департамента финансов администрации Перми, ожидаемый уровень инфляции на 2009 год составит 114,2 %, с последующим замедлением темпов до 113,7 % в 2010 году и 111,3 % в 2012 году. В проекте бюджета учтены замена единого социального налога страховыми выплатами и рост доходов городской экономики до 113,9 % в 2012 году.
Доходы бюджета на 2010 год прогнозируются в размере 17 млрд 591 млн рублей, 2011-й год – 19 млрд 355 млн, 2012-й – 20 млрд 183 млн. Расходы составят 17 млрд 615 млн в 2010 году, 19 млрд 526 млн – в 2011-м, 20 млрд 183 млн рублей – в 2012 году. Как пояснила Елена Чугарина, превышение расходов над доходами в 2010–2011 годах на 24 млн рублей и 170 млн рублей соответственно носит технический характер. Таким образом, трехлетний бюджет Перми полностью сбалансирован за счет собственной доходности и имеет бездефицитный характер.
Социальный аспект. Согласно расчетам департамента по финансам, в 2010 году в бюджете Перми из 13 млрд рублей налоговых поступлений 5,8 млрд рублей приходится на НДФЛ, 3,3 млрд рублей – на земельный налог, 620 млн рублей – транспортный налог. Запланирован рост поступлений по всем видам налогов за счет увеличения налогооблагаемой базы и мер по сокращению недоимки.
По оценкам Елены Чугариной, ежегодные неналоговые доходы бюджета составляют 1 млрд 120 млн рублей в основном за счет поступления от использования муниципального имущества и земель в виде арендной платы. В ближайшие два года доходность от аренды имущества будет сокращаться в связи с уменьшением числа арендуемых помещений, поступления же платежей от аренды земель возрастут за счет повышения ставки до 4 % от кадастровой стоимости участка. Значительные сборы предусмотрены в рамках реализации программы права выкупа занимаемых площадей добросовестными субъектами малого и среднего бизнеса (более 200 млн рублей в 2010 году).
Как заявила г-жа Чугарина, предлагаемый бюджет носит социально направленный характер и ориентирован на продолжение финансирования социально значимых сфер. В структуре расходов на образование приходится 35 %, на спорт и физическую культуру – 13–16 %, социальную поддержку населения 1–4 %. Особое внимание уделено внедрению программы целевого метода формирования бюджетной политики. Так, одна пятая бюджета сформирована в виде программы, что предполагает обеспечить публичность и прозрачность документа для анализа используемых финансовых ресурсов и достигаемых результатов.
Эксперты говорят. Как сообщил собравшимся заведующий кафедрой экономики предпринимательства и менеджмента Пермского государственного университета Владимир Прудский, в проекте бюджета явно наблюдается прогресс в плане контроля фискальной составляющей. Среди положительных моментов эксперт также отметил отсутствие дефицита и учет кризисных моментов развития экономики: падение уровня занятости населения, сокращение объемов производства, снижение основных социально-экономических показателей.
Владимир Прудский:
– Сегодня все понимают, что бюджет – это часть муниципального спроса, инструмент городской политики. В первую очередь документ должен определять концепцию социально-экономического развития Перми. Один из верных посылов городских властей – борьба за статус региональной столицы. Если обратиться к историческим данным, судьба Перми была неоднозначной. Если бы здесь в XVIII веке не возникло крупное медеплавильное производство, если бы «Мотовилихинские заводы» расположись в другом городе – наше развитие пошло бы по другому пути. Именно поэтому сегодня так важно заложить в бюджет Перми долгосрочные характеристики, ведь именно сейчас решается судьба города и то, как он будет развиваться в первой половине двадцать первого столетия.
Учтут замечания. Как отметил председатель Пермской городской думы Игорь Сапко, все мнения, прозвучавшие в ходе публичных слушаний, будут учтены при утверждении окончательного варианта проекта бюджета Перми на 2010 год и плановый период до 2012 года. Также г-н Сапко отметил, что обсуждения при создании документов такого рода с участием общественности стали традиционными для города.
Игорь Сапко:
– Публичные слушания по обсуждению бюджета Перми проводятся традиционно, как и предусмотрено федеральным законодательством. Приятно отметить, что мероприятие вызывает большой интерес со стороны населения и профессиональных экспертов. Те замечания, которые были высказаны сегодня в рамках обсуждения, я считаю конструктивными. В ближайшее время пройдет заседание Пермской городской думы, на котором будут определены основные параметры главного финансового документа города с учетом всех прозвучавших предложений.
Как добавил Игорь Сапко, заявленные в проекте показатели бюджета Перми обязывают администрацию города плодотворно работать над выполнением доходной части. «Большие планы стоят по эффективной работе департамента имущественных отношений, сбору налогов на доходы физических лиц и земельного налога. Поставленные задачи предполагают, что администрация должна выбрать эффективные механизмы для их исполнения», – отметил председатель Пермской гордумы.
Общественность одобрила. Присутствовавшие на публичных слушаниях представители территориального общественного самоуправления высоко оценили социальную направленность пермского бюджета на 2010–2012 годы. В частности, была отмечена такая статья расходов, как функционирование общественных центров. Напомним, в данный момент в Перми насчитывается 13 таких объектов, и в последующие годы предусмотрено финансирование создания еще 10-ти. Как отмечают общественники, дальнейшее развитие центров позволит и дальше создавать в городе условия для деятельности некоммерческих организаций и советов ТОС. Также представители территориального общественного самоуправления одобрили продолжение выделения средств на ремонт и реконструкцию помещений, в которых располагаются учреждения социального профиля.
Как сообщил председатель Лиги ТОС Перми Михаил Амбражевич, в предлагаемом проекте бюджета есть наиболее значимые для общественности статьи.
Михаил Амбражевич:
– Мы все понимаем, что бюджет Перми формируется в условиях продолжающегося кризиса. Тем не менее более 50 % расходной части выделяется на здравоохранение, спорт и физическую культуру, прочие социальные направления. Для общественности Перми исключительно важно, что сохраняются разделы поддержки некоммерческих организаций. Сохранены условия для деятельности советов ветеранов. Особо хотелось бы отметить значимость предусмотренной бюджетом программы общественного участия, которая дает возможность пермякам развивать свои инициативы.
Ключевые направления – финансирование создания общественных центров и субсидирование ТОС. Отмечу, что сегодня территориальное общественное самоуправление представляет собой мощный ресурс для привлечения внебюджетных средств и участия молодежи в создании гражданского общества. Поэтому хотелось бы, чтобы это и другие социально значимые направления и в дальнейшем сохранялись в бюджете Перми.
После проведения публичных слушаний проект бюджета Перми будет представлен на пленарном заседании Пермской городской думы. Предложения и поправки в основной стратегический документ принимаются до 27 ноября.

Все новости компаний