Экономика
  1. Экономика
 18 мая 2009, 13:20  

Импульсивный продукт

Импульсивный продукт
Генеральный директор ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие» Сергей Мохначев – о мерах по выходу из кризиса, чуждом мелорине, планах экспансии в соседние регионы и образцовых продажах 1975 года.

Сергей Вилленович, озвучьте показатели деятельности возглавляемого Вами предприятия в I квартале 2009 года. Насколько сильно заметен спад в отрасли?

– Показатели деятельности хладокомбината «Созвездие» свидетельствуют, что кризис затронул сферу производства мороженого в меньшей степени, чем другие отрасли пищевой промышленности. По итогам I квартала 2009 года предприятие произвело такой же объем продукции, как в январе – марте прошлого года. В течение первых четырех месяцев года продажи возросли на 5 % к аналогичному результату прошлого года. Поэтому спадов в работе предприятия в начале года не наблюдается.

В июне прошлого года была запущена системная деятельность по смене экономической политики комбината. Развитие велось по трем основным направлениям – повышение эффективности пользования энергоресурсами, внедрение новых технологий и снижение себестоимости основной продукции – мороженого. Во многом процессы модернизации управления компанией позволили упредить негативный сценарий.

Какие компании сегодня являются основными игроками? Как распределяются доли на местном рынке?

– Емкость прикамского рынка производства мороженого сегодня составляет порядка 4,2 тыс. тонн. В 2008 году наш комбинат реализовал 1,5 тыс. тонн своей продукции.

На текущий год нами заложено увеличение в размере порядка 10 % к этому объему. В данный момент «Созвездие» занимает около 35 % регионального рынка. Основную конкуренцию составляет российский гигант – компания «Инмарко» (принадлежит холдингу Unilever), которая держит 20 % общего объема.

Также в Прикамье 30 % рынка приходится в совокупности на «Ижмолоко» и ОАО «Удмуртский хладокомбинат» (торговая марка «АйсВита», Ижевск, Удмуртия). Они усиленно наполняют край дешевым мороженым в вафельном стаканчике. Согласно данным Роспотребнадзора, экспансия проходит с нарушениями со стороны удмуртских коллег: в некоторых видах продукции под маркой «Фаворит» нарушаются технические регламенты изготовления. Результаты проверки переданы в надзорные органы Удмуртии.

Сейчас местный рынок можно сравнить с положением дел в Польше примерно семилетней давности. Там так же, как у нас, наиболее предпочтительными для освоения являлись сегменты эконом-класса и среднего класса. Те польские игроки, кто правильно оценил тогда ситуацию, теперь обеспечивают каналы основных поставок мороженого в Англию. Нам же еще только предстоит пройти многие этапы развития.

Какие меры по оптимизации деятельности предпринимает комбинат в период кризиса?

– В сентябре-октябре 2008 года на пермском хладокомбинате «Созвездие» были закрыты две производственные линии. В первую очередь речь идет о производстве сухого льда и углекислоты. Выпуск такого вида продукции очень энергоемок и затратен в сегодняшних условиях: линия создавалась почти 40 лет назад, когда энергоресурсы почти ничего не стоили.

Кроме того, закрыт цех по производству мясных полуфабрикатов (открыт летом 2007 года. – Прим. «bc») – фирменных мясных пельменей «Созвездие». Приходится констатировать, что комбинату не удалось занять нишу на данном рынке ввиду высокой конкуренции, и сокращение этих мощностей я считаю верным решением в условиях кризиса.

С уходом энергозатратных и убыточных производств комбинат существенно снизил потребление газа и, соответственно, расходы на голубое топливо. Отмечу, что численность штата «Созвездия» сократилась только за счет работников, занятых на упраздненных линиях. Принятые меры позволили снизить себестоимость основной продукции и чувствовать себя более уверенно в период экономической нестабильности.

В отрасли разгорелся скандал, связанный с предложением заменить наименование «мороженое» на «мелорин». Озвучьте позицию «Созвездия».

– Напомню ближайшую историю вопроса. Инициатива переименования исходит от Союза молочников России. Представители этого сообщества производят один из основных продуктов молпереработки – сливочное масло. В случае если в производстве масла используется только животный жир, оно так и называется – «масло», а если в ход идут жиры растительного происхождения, то получаемый продукт, по новым правилам, называется «спред». Но в том, что нам под видом масла продают масло с добавками, нет умысла производителей, просто новый технический регламент вводится в настоящее время и до полного перехода на новое название еще далеко.

И вот сейчас молочники, образно говоря, решили потянуть за собой и производителей мороженого. Свою позицию они мотивируют тем, что наш продукт, изготовленный с применением растительных жиров, должен называться не исконно русским словом «мороженое», а американизированным «мелорин». По моему мнению, прежде всего Союз лоббирует интересы производителей более дорогого натурального сливочного масла, которое мы будем вынуждены закупать, чтобы сохранить право делать именно мороженое.

Рассуждая с позиций ответственного производителя, можно уверенно заявить: такая политика неминуемо приведет к скачку цен на российском рынке мороженого. И доступный еще вчера всем продукт станет лакомством премиум-класса. Еще одна важная деталь: используемые в продукции пермского хладокомбината «Созвездие» растительные масла не содержат холестерина.

Стандартная ситуация, когда ребенок в магазине просит купить ему мороженое, станет абсурдной. «Мама, купи мне… мелорин!» Скажу честно, меня от такой фразы бросило бы в дрожь. Аргумент, что данный термин применяется в Америке, тоже несостоятелен. Традиции изготовления мороженого (от слова «заморозить») в нашей стране не менее сильны и имеют право быть в приоритете по отношению к западным стандартам.

Каковы первые результаты участия хладокомбината в проекте «Покупай пермское»?

– Я вижу интерес населения к начинанию правительства Пермского края по продвижению товаров местных игроков. Уверен, что участие в проекте грядущим летом обеспечит определенный подъем уровня продаж. Оценивать комплексные итоги «Покупай пермское» хладокомбинат будет осенью.

На Ваш взгляд, чем руководствуется сегодня покупатель, выбирая мороженое?

– Приоритетом для большинства покупателей была и остается цена. Категория потребителей, предпочитающих более дешевый продукт, значительно шире прочих, и для них цифра на ценнике всегда будет основным аргументом.

Часть людей, имея достаток выше среднего или высокий, при выборе действуют, как правило, импульсивно. Жаркий день – возникает естественное желание освежиться, съесть что-то холодное. И если вдруг привычной премиумной марки в бонете не оказалось, то человек, вполне вероятно, остановит выбор на пермской продукции. Но в число вовлеченной аудитории такой потребитель все равно не войдет.

Повторюсь, мороженое – товар так называемой импульсивной покупки, и на этом рынке существует совершенно особая структура сбыта.

Планирует ли хладокомбинат осваивать новые рынки сбыта?

– В данный момент наш отдел маркетинга просчитывает варианты выхода на рынки соседних регионов – Кировской области и Республики Удмуртия. Что касается кировчан, то тамошние игроки недостаточно оперативно отреагировали на снижение цен, и сейчас стоимость килограмма продукции на этом рынке на 50 % выше нашей: 130–140 рублей при пермской цене в 85–90 рублей.

Кроме того, этим летом «Созвездие» начнет осваивать ижевский рынок, где монополию на рынке низкотемпературных продуктов держит местный хладокомбинат. Удмуртских ритейлеров не может устраивать ситуация, когда один игрок контролирует порядка 85 % поставок, и они готовы сотрудничать с нами. По данному проекту предстоит решить ряд вопросов по логистике, так как в Удмуртии нет холодильных распределительных центров.

Кроме того, в начале года на комбинате открылся отдел по развитию оптовой продажи замороженного мяса и рыбы. В новой структуре работают пять менеджеров, и уже сейчас данное направление приносит дополнительный доход.

В 2009 году также планируется начать производство рыбных пельменей под фирменным логотипом «Созвездие». Также мы планируем удовлетворить высокую потребность торговых сетей в фасованной мороженой рыбе, поставляемой в нашей фирменной упаковке.

Дайте Ваш прогноз по развитию регионального и российского рынков производства мороженого на 2009 год и перспективу.

– Я полагаю, что мороженое такой продукт, на котором люди не станут экономить даже в период кризиса. Походы с детьми в цирк или зоопарк или просто летние прогулки в парке не обходятся без покупки прохладного лакомства. И цена не принципиальна, потому что экономить на желании доставить радость ребенку не станет ни один родитель.

Единственное, что может существенно повлиять на динамику сбыта, – погода. Будет стоять жара – и продажи сравняются с показателями сбыта 1975 года («золотых» времен пермского хладокомбината). Если же климат подведет, то и продать получится как «холодным летом 1953-го».

Все новости компаний