Грузный прецедент

Грузный прецедент
Пермский краевой суд вынес первое в России решение об отмене дополнительных сборов с большегрузного транспорта. Власти региона намерены оспорить вердикт.

На минувшей неделе Пермский краевой суд удовлетворил иск компании «М-Транс» к правительству региона, установившему дополнительные дорожные сборы. Организация оспорила постановление, которое касалось проезда по местным дорогам большегрузного транспорта определенного тоннажа в весенний период. Коммерческий директор компании Максим Шикунец уверен, что власти региона действовали незаконно, взимая дополнительную плату. «Федеральный закон 257-ФЗ строго регламентирует полномочия органов власти субъектов Федерации, в которые не входит право ограничивать проезд по дорогам большегрузного транспорта массой свыше 10 тонн. Фактически все это время в регионе действовали поборы», – сообщил г-н Шикунец.

По словам Максима Шикунца, если решение суда не будет обжаловано, то с 16 мая все сборы за проезд крупных грузовиков в Прикамье окажутся незаконными.

Директор пермской транспортной компании «ФОРЕСТ ЛЭНД ЛТД» Ольга Пятаева уверена, что сезонное закрытие дорог для «большегрузов» негативно сказывается на игроках в период кризиса. «Оборот компаний-перевозчиков существенно сократился ввиду кризиса в экономике, и любые дополнительные расходы на перевозки ощутимы. Стоимость одного пропуска, разрешающего движение «большегрузов» в весеннее время, варьируется в пределах 5–11 тыс. рублей в день. Если дороги закрываются на 40 дней, то на одну машину нужно затратить от 200 тыс. рублей и более в период действия постановления. Заказчики наших услуг, естественно, отказываются оплачивать такой «антибонус», – рассказывает г-жа Пятаева.

Кроме того, как отмечает глава «ФОРЕСТ ЛЭНД ЛТД», ограничение проезда на дорогах создает почву для коррупции. «Пропуска, дающие право на проезд по «закрытым» дорогам, действуют всего два дня, и водители вынуждены торопиться уложиться в этот срок. Если же разрешительный документ просрочен, грузы все равно везут: большая часть шоферов и экспедиторов предпочитает откупиться. Таким образом, отмененное постановление представляло собой скорее барьер для деятельности бизнеса, чем регулировочный акт», – продолжает г-жа Пятаева.

Как считает начальник отдела логистики транспортной компании «Автекс» (Костромская область, г. Шарья) Марина Шаранова, в Пермском крае суд создал прецедент в сфере регулирования дорожного движения транспортных средств. «Насколько я знаю, это первый случай в России, когда транспортная компания добилась отмены дополнительных сборов за проезд по дорогам. Теперь, я надеюсь, компании станут активнее выходить с исками по отмене «весенних» сборов, и такие платежи начнут отменяться повсеместно».

По мнению Марины Шарановой, взимание платы за проезд большегрузного транспорта в определенное время года удваивает затраты компаний-перевозчиков. «Нельзя платить дважды за одно и то же. Ведь мы вносим транспортный налог, куда включены все затраты на содержание дорог», – считает эксперт.

Как сообщила «bc» индивидуальный предприниматель Татьяна Самарцева (занимается грузоперевозками в Кирове и Пермском крае), ограничение на проезд большегрузного транспорта весной в Кировской области вынуждает компании ездить только по Уралу. «Мы уже смирились с тем, что каждый год весной нужно ждать вынужденного простоя машин из-за таких постановлений. Обычно перевозчики стараются в период действия ограничений проводить ремонты транспортного парка, чтобы хоть как-то минимизировать потери», – рассказывает г-жа Самарцева.

По словам кировского предпринимателя, дополнительные сборы за езду по дорогам вносятся компаниями добровольно, во избежание остановок сотрудниками ГИБДД. «Машину могут задержать на срок до суток, поэтому все компании в «принудительно-добровольном порядке» оплачивают такие сборы», – комментирует Татьяна Самарцева.

Как заявил представитель «М-Транс», в компании не выступают против защиты полотна дорог от разрушения большегрузным транспортом. «Норма закона правильная, но она должна реализовываться другим способом. Получается, что дороги для сохранения полотна в весенний период закрываются только на бумаге. По логике, Дорожное агентство должно полностью закрывать дорожный объект, ремонтировать его, приводить в соответствие с ГОСТ, а уже после этого требовать от нас дополнительной платы за проезд большегрузного транспорта в то время года, когда дороги более всего разрушаются», – рассказал г-н Шикунец.

Как сообщили «bc» в Дорожном агентстве края, ведомство намерено обжаловать решение Пермского краевого суда. По словам заместителя руководителя агентства Любови Коптяковой, постановление о временном ограничении движения транспортных средств в Пермском крае издано на основании федеральных нормативных актов и является законным. «Оспариваемое постановление издано на основании статей федеральных и краевых законов», – сообщила изданию Любовь Коптякова.

Кроме того, в агентстве отмечают, что аналогичный иск «М-Транс» подавался в прошлом году, но Пермский краевой суд отказал в удовлетворении заявления, и это решение было поддержано Верховным Судом РФ.

Истцы оспорили постановление правительства Пермского края «О временном ограничении движения транспортных средств» от 18 марта 2009 года. Документ предусматривает дополнительную оплату движения транспорта определенной категории в период с 6 апреля по 20 мая. Соответствующее постановление издавалось в крае ежегодно.
Все новости компаний