Недвижимость
  1. Недвижимость
 06 апреля 2009, 13:20   1548

Сели на мель

Сели на мель
Статистика фиксирует, что объем работы и доходы риэлторов в Перми увеличиваются. Однако игроки рынка опровергают утверждения аналитиков.

По данным некоммерческого партнерства «Российская гильдия риэлторов. Пермский край», за последние полгода количество риэлторов, работающих в Перми и городах края, сократилось на 20 %. Эксперты считают, что эта тенденция продолжится. Пермьстат отмечает, что к началу 2008 года в регионе работало 66 организаций, занимающихся посреднической деятельностью в сделках с недвижимостью. Статистика зафиксировала: число риэлторов начало снижаться еще в 2007 году, тогда сокращение составило 15,4 %.

В этом году, по словам экспертов, рассчитывать на рост также не приходится.

Коммерческий директор АН «Респект» Алексей Ананьев:

– Рынок меняется, работать стало тяжелее. А пермские риэлторы привыкли много зарабатывать и сейчас, теряя это, легко уходят с рынка. Но массовый уход еще впереди.

По словам эксперта, в течение года количество маклеров может сократиться вдвое. Однако это мнение разделяют далеко не все специалисты. Начальник аналитического отдела ОАО «Камская долина» Эльвира Епишина считает, что за последние полгода никаких существенных корректировок на рынке риэлторских услуг не произошло. «Лидеры остались лидерами. Совокупная доля таких агентств, как «Перспектива», «Респект», Пермский торговый дом недвижимости, ТДН «Император», оценивается на уровне 35–40 %. Единственное, что в действительности корректируется – направления бизнеса. Многие риэлторские компании сейчас занимаются реструктуризацией в поисках лучших возможностей для диверсификации портфеля своих услуг», – рассказала она.

Но самим игрокам в последнее время становится все сложнее называть лидеров в своем сегменте. Сейчас, перечисляя компании, занимающие ведущие позиции, эксперты единодушно называют «Перспективу», «Тимур», «Респект». Но при этом многие оговариваются, что не имеют точных данных о текущем положении этих компаний. «Перспектива», на мой взгляд, теряет статус лидера, – рассказала «bc» генеральный директор АН «Золотой город» Ольга Шеина, – хотя точных данных о положении этой компании у нас нет». Исполнительный директор «РГР. Пермский край» Вадим Перегудов полагает, что безоговорочными лидерами на сегодняшний день можно считать лишь агентства «Тимур» и «Респект», на долю которых приходится около 10 % рынка. А руководитель агентства «Риэл-плюс» Елена Заярная отметила, что сомневается, можно ли после всех событий, произошедших во время кризиса, относить к числу лидеров «Респект».

И это не единственный пример, когда данные аналитиков расходятся с ощущениями самих риэлторов.

Несмотря на все изменения, произошедшие на рынке недвижимости за последние полгода, по данным Пермьстата, в январе-феврале 2009 года оборот агентств недвижимости вырос почти на 15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 6,6 млрд рублей.

Но игроки рынка говорят об обратных тенденциях. По словам Алексея Ананьева, число сделок, совершаемых с привлечением профессиональных риэлторов, уменьшилось в 2–2,5 раза. О более существенном сокращении говорят представители мелких организаций.

Руководитель агенства «Урал-Бизнес» Елена Кудряшова в разговоре с корреспондентом Building «b.c.» призналась, что объем работ за последние полгода снизился почти на две трети. Генеральный директор УК «Пермский торговый дом недвижимости» Александр Петухов также отметил, что частота проведения сделок в сегменте коммерческой недвижимости за последнее время сократилась на 80 %, а на рынке вторичного жилья упала на 60 %.

Между тем, рассуждая о причинах столь существенного сокращения, собеседники Building «b.c.» явно противоречат друг другу. Одни говорят, что число сделок снизилось лишь потому, что увеличился срок экспозиции объектов, другие отмечают, что пермяки все чаще предпочитают самостоятельно решать квартирный вопрос, не обращаясь к помощи посредников.

«В условиях экономического кризиса ликвидность даже такой необходимой для человека недвижимости, как жилье, начинает падать, что ведет к увеличению сроков экспозиции на рынке, – пояснила Эльвира Епишина. – Если в прошлом году для того, чтобы продать одно- или двухкомнатную квартиру в достаточно престижном районе, требовалось времени от 1-го до 2-х месяцев, то сейчас необходимо потратить 3, а то и все 4 месяца. Для продажи квартир большего размера этот срок увеличивается до 6 и более месяцев. Но все очереди с целью получения нужных для сделки документов и в регистрационную палату сократились в 2–3 раза». Об аналогичных изменениях рассказала и Елена Заярная: «Обороты нашей организации небольшие, но если раньше через агентство на продажу ежемесячно выставлялось не менее 30 объектов, четверть из них продавалась в течение 1–2 месяцев, то сейчас количество договоров не сократилось, но снизилось число сделок, доведенных до продажи. Теперь в месяц продается лишь по 1–2 квартиры».

По словам Ольги Шеиной, также отметившей, что агентство сейчас заключает в среднем одну сделку в месяц, до наступления кризиса каждый риэлтор заключал по одной сделке еженедельно.

Между тем часть экспертов отмечают, что услуги риэлторских компаний в последнее время становятся все менее востребованными. «При сокращении частоты сделок, совершаемых с помощью профессионалов, мы отмечаем, что число людей в регистрационной палате не снизилось. Таким образом, предполагаю, что возросло количество сделок, совершаемых без посредников», – рассказал Алексей Ананьев. По итогам 2008 года Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю также не зафиксировало сокращение общего числа сделок. Напротив, статистика управления показывает, что в 2008 году было совершено 474 610 действий по регистрации прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что на 6 % больше аналогичных показателей прошлого года.

В связи с сокращением числа сделок, о котором говорят эксперты Building «b.c.», доходы маклеров также сокращаются. «Риэлторы стали меньше зарабатывать, поскольку цены на недвижимость упали, но процент, получаемый специалистами, остался прежним», – рассказал Александр Петухов. На сегодняшний день, по данным «РГР. Пермский край», большинство маклеров получают от 3 до 6 % от сделки.

Между тем, по признанию самих риэлторов, ценовая политика в работе с потребителями стала более гибкой.

Директор АН «Территория» Екатерина Пахомова:

– Агентства недвижимости и клиенты ищут компромиссные варианты. Например, раньше было четкое правило: услуги должны оплачиваться до момента совершения сделки, сейчас компании идут на то, что дают рассрочку.

Между тем, несмотря на заявления о сокращении доходов риэлторов, Пермьстат в январе-феврале текущего года зафиксировал повышение оборота организаций, выполняющих сделки с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. По статистике, оборот за первые два месяца текущего года оказался почти на15 % больше аналогичного периода прошлого года.

Однако данные Пермьстата, вступают в противоречие с поведением самих игроков. До сих пор текучесть кадров на этом рынке составляла, по словам Александра Пермякова, 50–70 %. В условиях кризиса, считают специалисты, она возросла.

Алексей Ананьев:

– Риэлторы уходят из агентств, рассчитывая, что, снизив размер своего вознаграждения, самостоятельно смогут заработать больше, но это ошибка. Как правило, в дальнейшем такие люди полностью уходят из профессии.

О том, что риэлторы активно уходят из компаний, предпочитая развивать собственный бизнес, говорит и директор АН «Территория» Екатерина Пахомова. «Большинство риэлторов, работающих сегодня, пришли в этот бизнес в то время, когда ситуация на нем была благоприятной: производительность труда увеличивалась медленнее, чем росли доходы, – рассказала собеседница «bc». – Сейчас для успешной работы необходим поиск новых вариантов взаимодействия, но многие не могут перестроиться. Из компаний уходят люди, у которых нет сил выстраивать свою деятельность по-другому». По мнению специалистов, выжить в одиночку частникам также будет непросто. Поскольку, для того чтобы сохранить даже существующие объемы работы, маклерам необходимо иметь колоссальную клиентскую базу.

Сели на мель

Сели на мель

Сели на мель

Персоны:
Поделиться:
Все новости компаний