Экономика
  1. Экономика
 23 марта 2009, 13:20  

В ожидании перемен

В ожидании перемен
Рынок услуг бизнес-образования переживает период сокращения объемов. Это приводит не только к снижению доходов бизнес-школ, но и необходимости пересмотра учебных планов.

Экономический кризис существенным образом сказался на пермском рынке бизнес-образования – об этом единодушно заявляют эксперты «bc». По словам Виктора Попова, доктора технических наук, профессора, директора корпоративного университета РМЦПК, рынок образовательных услуг для корпоративных клиентов за последние два месяца практически схлопнулся: от проведения обучения персонала отказались сразу ряд крупнейших компаний региона. По словам эксперта, объем продаж образовательных услуг в 2009 году на рынке корпоративных клиентов уменьшится в несколько раз.

Сменить вектор. Юлия Солодяшкина, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Управление финансами» факультета «Финансовый менеджмент» ИПК – РМЦПК, уточняет: пока что в большей степени негативная динамика затронула рынок краткосрочных программ. Если курсы переподготовки пока что действуют в прежнем режиме, то количество слушателей на курсах повышения квалификации сократились на 50 %, а семинары (в том числе корпоративные) отменены.

Юлия Солодяшкина:

– Краткосрочные программы (семинары, курсы повышения квалификации) практически перестали существовать. Многие предприятия сократили бюджет обучения персонала до нуля или оставили только необходимое обучение для подтверждения лицензий, сертификации отдельных видов работ и т. п.

Однако и в последнем случае работодатели стремятся экономить. «Если все-таки появляется острая потребность в обучении, заказчики стараются выйти напрямую на преподавателей, для того чтобы не заключать договор с обучающей организацией и таким образом сэкономить», – отмечает Виктор Попов.

В свою очередь рынок долгосрочных программ (от 9 месяцев и более) пока пострадал в меньшей степени, так как набор на соответствующие курсы прошел еще до кризиса. «Большинство студентов, даже если их уволили, продолжают учиться на этих программах: диплом поможет быстрее найти новую работу», – добавляет Юлия Солодяшкина. В то же время приток новых клиентов длительных семинаров, по словам Сергея Комарова, доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой маркетинга ИПК РМЦПК, весьма затруднен.

В целом, по словам Сергея Комарова, основными платежеспособными группами клиентов в ближайшее время станут очень крупные предприятия (программы по стратегическим изменениям) или мелкие предприятия, пытающиеся удержаться на плаву в условиях кризиса (конкретные инструменты управления предприятием в условиях кризиса), либо отдельные специалисты, оставшиеся без работы и желающие сменить профиль деятельности. Причем число последних достаточно велико, в связи с чем существует целесообразность переориентации бизнес-школ с сектора В2В на сектор В2С.

Закономерным следствием сужения рынка стало усиление конкуренции, в результате чего ряд игроков перестали существовать. По словам Сергея Комарова, это коснулось прежде всего тех бизнес-школ, которые специализировались на краткосрочных программах.

От двух до трех. Что касается дальнейшей динамики развития бизнес-образования в Перми, то эксперты «bc» придерживаются достаточно пессимистических оценок. По мнению Виктора Попова, спад продлится не меньше двух лет, а скорее – три года. Иное мнение высказывает Сергей Комаров.

Сергей Комаров:

– Вероятнее всего, до лета 2009 года спрос на образовательные услуги (краткосрочные программы) будет снижаться, причем существенно. А с начала следующего учебного года можно ожидать увеличения числа желающих повысить квалификацию, поскольку те, кто хочет переориентироваться, определятся, в какой сфере они хотят это сделать. А компании – те, кто наладит свою работу после кризиса, начнут задумываться об обучении своих сотрудников. Это касается образования как в сфере продаж, так и в сфере маркетинга.

В то же время произошедшее изменение условий ведения бизнеса приведет, по словам Геннадия Гершанока, доктора экономических наук, профессора кафедры менеджмента и маркетинга ПГТУ, декана факультета менеджмента и бизнеса ИПК – РМЦПК, к возрастанию роли знаний, повышению требований к менеджменту, для которого необходимостью станет обладание новыми рыночными компетенциями. Таким образом, после некоторой стабилизации экономической и финансовой ситуации следует ожидать всплеска интереса к бизнес-образованию.

И консалтинг тоже. В соответствии с корректировкой спроса изменится и предложение на рынке. Сергей Комаров уверен, что первым методом борьбы бизнес-школ с кризисом станет отказ от нерентабельных программ. Далее необходимым условием выживания на рынке станет объединение команд преподавателей под программы, пользующиеся спросом, стратегические альянсы предприятий и бизнес-школ.

В частности, Виктор Попов уверен, что бизнес-школам необходимо сосредоточиться на разработке образовательных программ, направленных на освещение вопросов антикризисного управления и санации предприятия. С ним согласен и Сергей Комаров, кроме того, эксперт добавляет, что интерес для слушателей будут представлять узкоспециальные темы по различным отраслям, в названии которых будут указаны приемы и методы управления предприятием в условиях кризиса. В целом, по мнению Сергея Комарова, особенным спросом будут пользоваться семинары/тренинги, способствующие поиску выхода из сложившейся ситуации в наиболее уязвимых сферах (например, недвижимость, финансы). В свою очередь Юлия Солодяшкина добавляет, что, возможно, потребуется расширение числа программ переподготовки по рабочим специальностям, однако в краткосрочном периоде рынку таких образовательных программ поможет только их государственное финансирование.

Кроме изменения спроса на образовательные программы эксперты «bc» отмечают рост востребованности консалтинговых услуг. Таким образом, будет развиваться сопутствующее для бизнес-школ направление деятельности. Уже сейчас, по словам Геннадия Гершанока, в РМЦПК активно разворачиваются различные консалтинговые мероприятия по повышению эффективности использования всех имеющихся у предприятий ресурсов с целью преодоления угроз рынка.

Сергей Комаров:

– Напротив, минимальным будет спрос на долгосрочные программы общего профиля (по менеджменту и маркетингу, экономике предприятия, финансам и т. д.). Также не востребованы будут бизнес-семинары и тренинги по технике продаж, командообразованию, конфликтам, управлению персоналом и т. д.

Соответствующие изменения уже происходят в региональном межотраслевом центре переподготовки кадров. В частности, осуществляется пересмотр продуктов краткосрочных программ по маркетингу с ориентацией на запросы предприятий в условиях кризиса, формируются программы коротких семинаров антикризисного маркетинга для малого бизнеса. Кроме того, ведется поиск новых предметов, таких как активный маркетинг, партизанский маркетинг, интернет-маркетинг, новые способы продвижения, нестандартные маркетинговые коммуникации, а также проработка нового продукта – «Лидерство изменений».

Все новости компаний