Газета
  1. Газета
 18 августа 2008, 00:00  

Впереди России

Впереди России
Показатели убыточности ОСАГО в Пермском крае зашкаливают. Исправить ситуацию могло бы повышение тарифов как минимум в 1,5 раза.

Показатели убыточности ОСАГО в Пермском крае зашкаливают. Исправить ситуацию могло бы повышение тарифов как минимум в 1,5 раза.

В первом полугодии 2008 года убыточность ОСАГО (отношение страховых выплат к взносам) в Пермском крае достигла 93 %, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 16 процентных пунктов. Об этом свидетельствуют результаты расчетов, основанных на официальных данных Федеральной службы страхового надзора. Напомним, тенденция к росту убыточности данного вида страхования наблюдается все последние годы: еще в 2006-м она составляла 69 %.
На сегодняшний день Пермский край является регионом с одним из наиболее высоких показателей убыточности ОСАГО: по этому показателю он занимает 4-е место в России и 1-е место в Приволжском федеральном округе. Убыточность ОСАГО в Прикамье выше аналогичных данных по России более чем в 1,5 раза (см. таблицу «Убыточность ОСАГО в 2006–2008 годах»). Показатели отдельных страховых компаний, работающих в регионе, являются еще более пессимистическими: их выплаты по ОСАГО превышают объем сборов по данному виду страхования, и иногда в разы.
По мнению собеседников «Финансы b.c.» причины неблагоприятного соотношения взносов и выплат кроются в неизменности тарифов в течение всех пяти лет действия закона об ОСАГО, несмотря на высокие показатели инфляции в стране и рост расценок на ремонтные работы и запчасти. По оценкам Татьяны Качкиной, начальника отдела автострахования Пермского филиала компании «Росгосстрах», при существующих показателях российской инфляции тарифы необходимо увеличивать на 10–15 % в год.
Дмитрий Жебелев, член оргкомитета общественного движения «Мы скорбим по пермским дорогам», в числе причин высокой убыточности называет и слабую дорожную инфраструктуру Пермского края – как физическое состояние дорожного полотна, так и не всегда логично организованную систему движения. «Нелогичность разметки и расположения знаков заставляют водителей ошибаться, ямы на дорогах – совершать непрогнозируемые действия, связанные с их объездом, недостаточная пропускная способность становится причиной пробок, в которых велико число мелких аварий, – отмечает г-н Жебелев. – А чем больше аварий, тем выше страховые убытки». Кроме того, эксперт полагает, что свою роль в повышении убыточности играет автомобильный бум, который ведет к появлению большого количества новых автомобилей и новичков за рулем.
Татьяна Качкина:
– Еще одна проблема ОСАГО – некорректные коэффициенты территориальности. Когда в 2003 году этот коэффициент вводился в систему тарификации, учитывалась только плотность населения, но не принимались во внимание экономические и географические различия регионов, поэтому убыточность компаний, работающих в разных регионах, может отличаться в 30 раз.
При этом Татьяна Качкина говорит и о том, что проблемы в расчете коэффициента существуют и внутри региона. «В Пермском районе коэффициент территориальности равен 0,5, а в Перми – 1,3, при этом жители Пермского района в основном работают и эксплуатируют свои автомобили в краевом центре. В итоге сборы по данным договорам в три раза меньше, а аварийность и расходы на ремонт те же, что и для жителей Перми. Поэтому одним из решений проблемы убыточности в Пермском крае является пересмотр коэффициентов территориальности как по городу Перми, так и по прилегающим территориям», – поясняет г-жа Качкина.
Эксперты «Финансы b.c.» оценивают существующую ситуацию как весьма серьезную. Они прогнозируют, что сохранение тарифов и территориальных коэффициентов на существующем уровне приведет к уходу с регионального рынка сразу целого ряда компаний. «Некоторые компании уже закрыли филиалы в убыточных регионах либо сокращают поставку полисов. По оценкам экспертов, в зоне риска находится порядка 20 % страховых компаний», – утверждает Татьяна Качкина. Напомним, в настоящее время на прикамском рынке ОСАГО работает 67 страховых компаний.
Еще больше усложнит существующую проблему запланированное введение системы прямого урегулирования и Европейского протокола. В этом случае, по прогнозам специалистов, убыточность ОСАГО может вырасти еще на 10–15 %. «Если новые поправки вступят в силу без адекватного увеличения тарифов, то в системе ОСАГО произойдет кризис и на рынке, по оценкам экспертов, в конечном счете останутся 10–15 крупных игроков», – прогнозирует г-жа Качкина. Светлана Александрова, заместитель директора ОАО «Межбанковская региональная страховая компания» (г. Ижевск), солидарна с коллегой и считает, что все идет к тому, что на рынке останется лишь несколько крупных компаний.

Все новости компаний