Газета
 09 июня 2008, 13:20   1230

Время ремонта

Время ремонта
Бум в строительной отрасли Пермского края повлек за собой увеличение объемов регионального рынка отделочных материалов. Однако в этой отрасли Пермь по-прежнему отстает от соседних городов-миллионников.
Автор: Кирилл Перов
Бум в строительной отрасли Пермского края повлек за собой увеличение объемов регионального рынка отделочных материалов. Однако в этой отрасли Пермь по-прежнему отстает от соседних городов-миллионников.

Эксперты строительной отрасли отмечают, что последние несколько лет в Пермском крае характеризовались бумом на рынке отделочных материалов. Этому способствует не только ежегодное увеличение масштабов строящегося жилья (напомним, в прошлом году в регионе было введено в эксплуатацию 878,1 тыс. квадратных метров жилья, в 2008 году показатель должен увеличиться до 1 млн квадратных метров общей площади). По данным аналитиков Symbol-Marketing, Уральский округ, к которому специалисты причисляют по территориальному признаку и Пермский край, на сегодняшний день является одной из самых благополучных в экономическом отношении территорий страны. «Важным показателем перспективности рынков региона является формирование прослойки платежеспособного населения, –
отмечает директор по исследованиям агентства Symbol-Marketing Татьяна Еферина. – Показатели жилищной сферы проецируются на перспективы развития строительной отрасли. На всей территории Урала строительная отрасль вошла в фазу динамичного развития, ожидается приток инвестиций и развитие многих секторов стройиндустрии».
При этом активность населения в сфере ремонта также неуклонно продолжает расти.
«В первую очередь это связано с увеличением объемов жилищного строительства, – объясняет тенденцию директор ТЦ Baumall Яна Астафурова. –
Высокая активность на рынке жилой недвижимости порождает спрос на товары и услуги, связанные с ремонтом и оформлением дома». Вторым фактором, определяющим повышение активности потребительского спроса в данной отрасли, по мнению эксперта, является рост уровня доходов населения. Динамика потребления в Пермском крае и повышение среднего уровня дохода вызывают готовность населения увеличивать свои расходы, в частности, и на обустройство жилья.
Все в рост. Отмеченные экспертами «Building b.c.» тенденции роста находят свое отражение в цифрах. По оценкам аналитиков Baumall, объем рынка отделочных материалов ежегодно увеличивается на 15–20 %. Если в 2006 году, по самым оптимистическим подсчетам, этот показатель едва достигал 2,8 млрд рублей (подробнее см. Business Сlass «Отделаться материалами» № 42 (107) от 16 октября 2006 г.), то в 2008 году эксперты оценили объем рынка уже в 5 млрд рублей.
Сами эксперты отмечают, что на развитие рынка отделочных материалов оказывают влияние растущие розничные продажи. Отдельной статистики по продажам отделочных материалов никто из собеседников издания предоставить не смог. Однако, по данным Пермьстата, подсчитавшего индексы физического объема продаж строительных материалов в целом, всплеск покупательской активности пришелся на 2003 год, после чего вплоть до 2006 года наблюдалось планомерное снижение товарооборота (подробнее см. Таблицу). Но и сейчас специалисты довольны существующим спросом.
«Активность населения в строительной отрасли налицо. Очевидно, что покупатели стали больше обращать внимание на качество продукции, на страну-производителя, на технические характеристики материала. По сравнению с прошлыми годами заметно развивается культура покупок, а в связи с этим и требовательность клиентов, – уверена менеджер по продажам компании Italcolor Екатерина Медведева. – Теперь, если они хотят купить хороший, пусть даже не очень дорогой материал, то идут в специализированный торговый центр, а не на рынок».
Однако при этом на сегодняшний день лидерами продаж остаются материалы, используемые строительными организациями. По данным ассоциации «Пермские строители», наибольший спрос наблюдается на плитку для навесных вентилируемых фасадов, отделочные материалы для светопрозрачных конструкций и сухие смеси.
Что касается стоимости, то товары среднего ценового сегмента наиболее востребованы покупателями. «Для потребителей по-прежнему важно соотношение «цена – качество» – это относится более чем к 90 % покупателей», –
уверена Яна Астафурова.
В очередь. Строители и производители отделочных материалов отмечают, что бурное развитие отрасли не привело к дефициту, который существует в сфере стройматериалов. «На рынке отделочных материалов ситуация складывается позитивная, заявляет исполнительный директор ассоциации «Пермские строители» Владимир Копытов. – В крае увеличилось производство цемента, известняка, гипса как для целей строительства, так и для производства гипсовых изделий для отделочных работ. Также заметно увеличилось производство пиломатериалов, профильного металлического листа, металлочерепицы. Одновременно в больших объемах в город завозится плитка для отделочных работ как наружных, так и для работ внутренней отделки помещений». Аналогичную точку зрения высказывает и Екатерина Медведева: «Я считаю, что в нашем крае нет дефицита в сфере отделки. Пермь полностью обеспечивает себя гипсокартоном, лакокрасочной продукцией, сухими смесями и прочим. На примере нашей компании могу сказать, что производство отделочных материалов у нас на достойном уровне и имеет конкурентоспособную ценовую политику. И на большинстве стройплощадок применяются местные пермские материалы».
Несколько иного мнения придерживаются представители компаний, занятых в сфере продаж. По словам аналитиков Baumall, в отрасли существует нехватка отделочных материалов. Однако при этом эксперты замечают, что в последнее время развивается «положительная динамика развития производства строительных материалов именно в России». «Намеченная тенденция импортозамещения позволяет сделать прогнозы сдержанного роста цен на рынке строительных материалов», – добавляет Яна Астафурова.
Не разделяет мнения специалистов в сфере продаж и директор «Декор Центра» Павел Широких: «О какой нехватке можно говорить. По-моему, сейчас можно купить любые отделочные материалы. Вопрос в цене. Это я говорю о товарах средней и низшей ценовой категории. Если же говорить о товарах высшей категории качества, эксклюзивных и дизайнерских продуктах, то рынок Перми еще далек от насыщения. Вернее сказать, выбор неплохой, но только на уровне каталогов, вопросы возникают в сроках поставки, ценах, в претензионной работе. Ведь даже самые эксклюзивные отделочные материалы у серьезного поставщика можно и должно приобретать на вполне приемлемых условиях, и к этому, в частности, стремится наша компания».
Как пояснил «Building b.c.» генеральный директор компании «ОТДЕЛ.ка» Игорь Гриб, спор между специалистами возник из-за того, что ситуация в отдельных сегментах рынка отделочных материалов выглядит по-разному. По словам эксперта, рынок насыщен той продукцией, производство которой обладает высокой рентабельностью. В частности, это касается лакокрасочных материалов. Однако производств, открытие которых требует наличия серьезной сырьевой базы на территории региона, в Пермском крае пока недостаточно. «Нехватка строительных материалов – серьезный бич сегодняшних строек. Основы этой проблемы – нехватка сырья, недостаточные производственные мощности (для таких темпов строительства). Все то же и на рынке отделочных материалов, – уверен Игорь Гриб. – Особенно дефицит ощутим в секторе сухих смесей. Чувствуем постоянную нехватку цементных и гипсовых смесей. У строителей растет потребность в новых технологиях. Из-за сжатых сроков строительства сегодня уже мало «желающих» возводить внутренние перегородки, как это делалось пять лет назад, сейчас требуется гипсовая пазогребневая плита. Такие положительные тенденции еще более усугубляют ситуацию дефицита. Сегодня в строительной сфере все шире используются новые технологии, однако соответствующих им материалов в достаточном количестве пока не выпускается».
Места хватает. На сегодняшний день на пермском рынке отделочных материалов представлено три категории игроков – местные, федеральные (столичные и региональные) и зарубежные производители (как импортеры, так и компании, разместившие производство в России). Федеральные производители присутствуют на уральском рынке через собственные представительства и дилерские соглашения с местными оптовыми и розничными дистрибьюторами. По словам Яны Астафуровой, на сегодняшний день соотношение импортных и отечественных отделочных материалов оценивается как 9:1.
По оценкам Symbol-Marketing, местные производители в большинстве своем представлены в нише экономкласса со средним и низким уровнем качества. «При всех издержках ценового демпинга роль местных производителей в развитии рынка весьма положительна», –
уверена Татьяна Еферина.
В числе крупных отечественных производителей эксперты «Building b.c.» называют «Горнозаводскцемент», Березниковский содовый завод, «Гипсополимер», «Кнауф Кунгур», Пермский лакокрасочный завод, Пермский завод силикатных панелей, завод красок «Хеми», комбинат «Пермские обои».
Что касается импорта, на территорию края завозится стекло из Китая и Киргизии; керамогранит из Китая, Испании Италии, Белоруссии; лаки, краски по дереву из Турции, Словении; метизы (саморезы) из Германии, Франции, Испании; обои из Германии, Англии, Италии и Китая.
Вместе с тем вопрос о том, каким образом со временем будет меняться доля отечественных производителей отделочных материалов на региональном рынке, вызвал у экспертов издания дискуссию.
Татьяна Еферина:
– По мере становления региональной промышленности пропорциональное присутствие каждой категории изменяется преимущественно в пользу местных производителей.
Однако, по словам Яны Астафуровой, несмотря на то что сейчас доля продукции отечественных предприятий продолжает расти, вступление России в ВТО может кардинальным образом изменить ситуацию.
Несколько по-иному выглядит расстановка сил в сегменте лакокрасочной продукции. Уже сейчас большая доля рынка в регионе принадлежит отечественным предприятиям. По словам Екатерины Медведевой, импортные производства занимают 1/4 долю рынка. При этом среди местных компаний наибольшая доля рынка принадлежит «Хеми». Из иностранных марок можно отметить распространенность марки «Тиккурила».
«Я не думаю, что в дальнейшем ситуация кардинально поменяется, производители будут более тщательно следить за качеством выпускаемой продукции, прислушиваться к мнению потребителей, так как сам рынок диктует условия, а подстраиваться под них приходится, чтобы выжить на сегодняшнем динамичном рынке», – считает эксперт издания.
Вместе с тем, несмотря на все положительные тенденции в развитии рынка отделочных материалов, нельзя не отметить тот факт, что их продажей занимаются исключительно местные компании. В отличие от соседних регионов, где уже присутствуют израильская сеть «Хоум Центр», британская компания Castorama, шведская IKEA, немецкая OBI, Пермский край только строит планы по привлечению этих операторов. Сегодня основным источником сбыта продукции являются строительные рынки. На их долю приходится, по подсчетам аналитиков Baumall, 85 % товарооборота. Вероятные изменения, по прогнозам аналитиков, произойдут не раньше 2010 года. К этому времени должны завершить строительство торгового центра Castorama, городские и краевые власти также обещают, что одновременно с этим в Перми начнут работу другие операторы. В связи с этим доля неорганизованной розницы должна будет сократиться на 15–20 %.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний