Газета
 02 октября 2006, 00:00   1051

Мобилизация сети

Мобилизация сети
2006 год стал переломным для пермского рынка интернет-услуг. Реальная конкурентная борьба привела к снижению стоимости услуг и улучшению их качества. Следующим этапом станет поглощение небольших компаний и укрупнение рынка.

2006 год стал переломным для пермского рынка интернет-услуг. Реальная конкурентная борьба привела к снижению стоимости услуг и улучшению их качества. Следующим этапом станет поглощение небольших компаний и укрупнение рынка.

90-е годы ознаменовались стремительным шествием глобальной паутины по планете. 16 лет назад всемирная паутина дотянулась и до бывшего СССР: 19 сентября 1990 года был зарегистрирован домен «.su». Первым публичным интернет-сайтом в России стал домен провайдера Совам — телепорт http://www.sovam.com/, открывшийся
24 февраля 1994 года. А 7 апреля 1994 года можно считать днем рождения уже российского Интернета — тогда зарегистрировали домен «.ru».
Пермь, как достаточно развитый в научно-техническом плане город, была одной из первых, где появился доступ во всемирную паутину. В 1990 году в Перми на базе Пермского государственного технического университета была создана Лаборатория компьютерных коммуникационных систем, впоследствии преобразованная в Первый пермский интернет-центр, ставший фактически первым провайдером сети Интернет в Перми. За прошедший десяток лет в Перми появилось порядка 20 провайдеров, представляющих  услуги интернет-провайдинга организациям и населению. Сегодня фирмы усиленно борются за клиента, снижая стоимость услуг, но остаться на рынке это позволит не всем.
 
Игроки, тарифы, клиенты. На сегодняшний день в Перми — три явных лидера, предоставляющих услуги доступа к Интернету. Помимо Первого пермского интернет-центра, это крупный телекоммуникационный холдинг «ЭР-Телеком», образованный в 2001 году путем объединениям телефонного оператора «Элсвязь» и интернет-провайдера «Рэйд-Интернет», а также «Уралсвязьинформ», являющийся крупнейшим оператором сотовой и проводной связи в регионе.
В начале 2006 года «Уральсвязьинформ», являющийся фактически монополистом  проводной связи в регионе, успешно запустил технологию ADSL, позволяющую через специальный модем осуществлять до-ступ к интернет-услугам по обычным телефонным каналам со скоростями, сравнимыми с обычными выделенными линиями (торговая марка Интернет-Турбо). Тем самым «Уралсвязьинформ» фактически приступил к реализации московского сценария развития рынка интернет-провайдинга. Напомним, что в 2004 году Московская городская телефонная сеть (МГТС) и ЗАО «МТУ-Интел» вывели на массовый рынок услугу «СТРИМ», также основанную на технологии ADSL. Совместный продукт компаний совершил настоящую революцию на рынке домашнего Интернета в Москве, значительно снизив цены на Интернет для населения. Монопольное владение каналами проводной связи обеспечило компании массовость обычных домашних пользователей. Теперь желающим  подключиться к Интернету не надо платить огромные деньги  за прокладку выделенного кабеля, а нужно всего лишь приобрести недорогой модем.
Первый пермский интернет-центр и «ЭР-Телеком» предлагают альтернативный вид подключения к Интернету. Совместно с «Каналом ВТ», пермской организацией, продвигающей услуги кабельного телевидения, Первый пермский интернет-центр предлагает услугу подключения к Интернету по обычному телевизионному кабелю (совмест-ная торговая марка «Канал-ВТ»). Аналогичную услугу продвигает компания «ЭР-Телеком», предлагающая пермякам свою торговую марку «Дом.ru» (в данном случае Интернет транслируется не по телевизионному, а по отдельному кабелю).
Достаточно бурный старт «Интернет-Турбо» от «Уралсвязьинформа» спровоцировал значительное снижение цен на услуги практически у всех провайдеров. С начала года стоимость Интернета снизилась для конечного пользователя примерно на 30—35 %, появились безлимитные тарифы, предлагающие за определенную плату пользоваться Интернетом, не боясь случайно уйти в минус.
Также можно отметить еще одну положительную тенденцию: если раньше подключение к Интернету было дорогим удовольствием, то сейчас практически все провайдеры предлагают его бесплатно либо за очень небольшие деньги.
По стопам Москвы. Как показывает московский опыт, тенденции на рынке предоставления услуг доступа в Интернет населению оказывают существенное влияние на сегмент корпоративных услуг. По похожему сценарию развивается и пермский рынок.
В начале сентября ряд провайдеров объявили о снижении стоимости услуг для юридических лиц. В значительной мере к этому их подтолкнуло как общее снижение стоимости интернет-услуг для населения, так и ориентация «Уралсвязьинформа» на сектор малого бизнеса путем предоставления льготной тарификации своих услуг даже по  сравнению с тарифами для населения. Именно растущий малый и бурно развивающийся средний бизнес, испытывающие значительную потребность в современных каналах коммуникаций, были до последнего времени фактически не охвачены ни одним местным провайдером.
В условиях постоянного снижения стоимости доступа в Интернет по безлимитным тарифам и, как следствие, снижения рентабельности этого бизнеса провайдеры ищут дополнительные источники прибыли. Для пермских провайдеров такими услугами являются IP-телефония, позволяющая осуществлять звонки через Интернет и при этом существенно экономить при звонках на дальние расстояния, а также предоставление услуг хостинга (размещение сайтов клиентов), изготовления сайтов.
В стремлении дифференцировать бизнес ряд компаний предлагают смежные проекты совместно с государственными органами.
«ЭР-Телеком» совместно с городской администрацией реализует целый ряд проектов, к примеру, «Безопасный город», представляющий собой систему городского видеонаблюдения за ситуацией на улицах города, а также проект «Интернет в школе», подключив более 100 школ города Перми к сети Интернет.
Надо отметить, что московские провайдеры предлагают своим клиентам обширный спектр дополнительных платных услуг, таких как видео по запросу, когда клиент за определенную сумму (порядка
60 рублей) может посмотреть любой фильм в любое удобное для него время, цифровое телевидение
(часто с каналами собственного производства), радиостанции, доступ к играм на выделенных игровых серверах и т. д. К сожалению, сегодня пермскому потребителю доступна лишь часть этих услуг.
 
Ключ на старт. По мнению специалистов проекта 3w.perm.ru, 2007–2008 годы станут периодом активного развития электронной коммерции в Перми, приход массового платежеспособного потребителя в пермский Интернет благотворно скажется как на качестве местных интернет-ресурсов, так и на их разнообразии. Снижение стоимости пользования сетью Интернет, складывающееся как из снижения стоимости порога вхождения, то есть подключения, так и непосредственно стоимости самого трафика, приведет к массовому приходу в интернет-пространство платежеспособного потребителя, ведь для пользования Интернетом по-прежнему нужен компьютер, что является  определенным имущественным ограничением.
Формирование подобной аудитории, уже доступной через канал информации (Интернет), не останется незамеченным для бизнеса. Станет активно развиваться рынок качественного интернет-контента. Даже сейчас, судя по возросшему количеству открывающихся местных информационных и развлекательных интернет-ресурсов, эта тенденция хорошо заметна. Получит развитие рынок электронной коммерции, что потянет за собой и смежные рынки (услуги доставки, логистики).
2006 год стал переломным в борьбе за рядового потребителя. Несомненно, борьба на массовых рынках выявит лидера и будет способствовать дальнейшему снижению стоимости услуг, а также повышению качества обслуживания. Конкурентная гонка, начатая в последнее время тройкой лидеров, заставит провайдеров второго и третьего эшелонов мобилизовать все ресурсы. Снижение цен на услуги корпоративного доступа в Интернет в долгосрочной перспективе приведет к уходу с рынка ряда небольших интернет-компаний, обслуживающих корпоративный сегмент, а также к их слиянию и/или поглощению. Удешевление доступа к Интернету, приход массового потребителя создадут благоприятные возможности для развития местной электронной коммерции.

Комментарий
Ирина Трубинова, руководитель экспертно-аналитического отдела Пермского аналитического центра:

— В Пермском регионе достаточно много свободных ниш для развития услуг доступа. К примеру, в Перми совершенно не развивается строительство «интеллектуальных» домов, когда уже на этапе проектирования в единую информационную магистраль включаются услуги доступа к  Интернету, телевидению, охранная и пожарная сигнализация, проводная связь. Слабо развиты и услуги мобильного Интернета. В Перми можно насчитать единицы хот-спотов — точек предоставления доступа к Интернету посредством беспроводной технологии WI-FI, которой оборудованы практически все современные мобильные устройства, от ноутбуков до карманных компьютеров, темпы продаж которых постоянно растут. И это — лишь единичные примеры.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний