Город
  1. Город
 15 августа 2005, 00:00  

Чайный путь

Чайный путь
Рынок продаж чая в Перми можно считать окончательно сформированным, хотя не исключено и появление новых игроков. Жесткая конкуренция заставляет участников вносить разнообразие в линейку предлагаемых товаров. Но скоро для чайного рынка наступит мертвый сезон.

Рынок продаж чая в Перми можно считать окончательно сформированным, хотя не исключено и появление новых игроков. Жесткая конкуренция заставляет участников вносить разнообразие в линейку предлагаемых товаров. Но скоро для чайного рынка наступит мертвый сезон.



Советский чайный рынок не отличался большим разнообразием. В то время на рынке был лишь черный чай разных сортов, а сейчас только в Перми представлено около 50 марок. В мире до сих пор, как отмечают специалисты, не существует единой классификации чая. Кроме того, многие потребители путаются в названиях разных сортов. Поэтому продавцы, в конечном счете, вынуждены ориентироваться на уровень осведомленности своих клиентов.

В современном виде рынок продаж чая в Перми окончательно сформировался только в этом году в связи с тем, что осенью 2004 года появились еще два игрока в этом бизнесе. За последние полтора года, как отмечают специалисты, возрос интерес пермяков именно к качественному, элитному чаю. Связано это, в первую очередь, с тем, что у населения появился стабильный финансовый доход. Также многие люди стали больше внимания уделять своему здоровью. Поэтому сейчас все чаще при покупке чая, как отмечают продавцы, клиенты интересуются его лечебными свойствами.

Россия (а ранее СССР) не одно десятилетие являлась крупнейшим рынком сбыта для производителей чая: в этой отрасли страна является почти полностью импортозависимой (около 90% чая поставляется из-за рубежа). На пермском рынке представлена продукция всех четырех мировых лидеров-производителей чая: Китая, Цейлона, Индии и Японии. Из них на данный момент ведущее место занимают производители из Китая, как основные поставщики популярного нынче зеленого чая. При этом, как отмечает директор «Пермского дома чая» Александр Кормилин, «эти чаи достаточно дорогие, ведь настоящий китайский чай дешевым быть не может». За Китаем идут Индия и Цейлон, где производят по большей части красные чаи (в народе их обычно называют черными). Но у цейлонского чая более широкий ассортимент, поэтому, по мнению частного предпринимателя Евгения Пинзора, в Перми этих чаев больше. Японский чай представлен на местном рынке в небольших объемах: эта страна специализируется на производстве только зеленого чая нескольких сортов, но уникальных марок. Поэтому, как правило, это один из самых дорогих чаев.

С поставщиками качественного чая местные предприниматели сотрудничают либо через московские представительства головных компаний, либо напрямую с производителем, но вторая возможность осуществима только при больших заказах и личных связях. Что касается дешевого, массового чая, то здесь работают только московские посредники и сетевики.

Одних из лучших чаев советского времени, краснодарских и грузинских, сейчас в Перми нет. Оба эти вида чая были «утеряны» во времена перестройки и теперь занимают очень малую долю на рынке. По словам одного из экспертов, в Москве можно купить грузинский чай по цене 200—300 рублей за 100 г. Краснодарский же чай никто из специалистов в свободной продаже не видел.



Местные «чайники». Большинство пермских продавцов элитного чая сходятся во мнении, что рынок чая в Перми уже сформировался. Между участниками этой сферы бизнеса существует жесткая конкуренция, но это не исключает возможности появления новых игроков на пермском рынке. Один из экспертов отметил, что чайный рынок более разнообразен, чем кофейный, ведь видов чая и способов его заваривания (свыше 20 тысяч) гораздо больше, чем кофе. Директор чайной фирмы Виктор Жуков:

— В Перми представлено порядка 50 марок чая, тогда как по России сейчас в ходу более 250. Иными словами, пермский рынок еще можно разнообразить, главная проблема — найти клиентов на новые сорта чая. А, вообще, Пермь вместе с областью потребляет ежемесячно 13 вагонов чая (364 тонны).
Однако, как отметил Александр Кормилин, «хотя в России чай употребляют в больших количествах, мы исторически не привыкли к качественному чаю». По разным оценкам, доля продаж элитного, качественного чая в Перми составляет 15—30% (правда, один из экспертов считает, что не более 1,5%). При этом на пермском рынке не более шести фирм, торгующих таким чаем. Из них только половина занялась торговлей в этой области еще в начале 90-х годов, а остальные появились в последние три года.

Многие специалисты отмечают также возросший спрос на чай в пакетиках. Данная тенденция наблюдается как в России, так и на Западе. По словам г-на Жукова, «если в Англии и Франции потребление пакетированного чая составляет практически 80—90%, то в России не превышает пока 20—30%». Происходит это увеличение в основном благодаря спросу со стороны работников офисов, для которых главное — быстрота заваривания чая и его невысокая цена.

При оценке пермского рынка чая оказалось, что предложение вполне отвечает спросу потребителей. По мнению клиентов чайных магазинов, сейчас без проблем можно купить качественный чай нужного сорта или найти ему достойную замену. К тому же постоянные клиенты получают скидки и дополнительные услуги, например, или предлагается доставка товара на дом. О прибыльности данного бизнеса говорит то, что за последнее время увеличилось количество игроков в этом секторе, а в ближайшее время чайные бизнесмены планируют расширить сеть торговых точек.

Ценовую планку на чайном рынке устанавливает производитель. На этот рынок в целом влияют чаще всего различные ЧП на плантации (цунами, наводнения). В Перми диапазон цен на чай составляет от 6,5 до 2200 рублей за 100 г. Но наиболее популярна категория чаев от 200 до 500 рублей за 100 г. При этом пользуются спросом чаи, которые наиболее удачно сочетают в себе цену и качество, а также престиж и вкус. Средний чек, как отмечают продавцы, в разных магазинах у одной фирмы может отличаться в три и более раз. В одном месте он может выйти на 200—300 рублей, а в другом достигает 3 тысяч.

Аудитория любителей чая самая разнообразная. Но постоянными потребителями качественного, элитного чая являются, как правило, предприниматели и руководители высшего и среднего звена в возрасте 40—45 лет. Хотя в последнее время среди покупателей все чаще появляются молодые люди.



Чайные изюминки. Для привлечения клиентов чайные торговцы увеличивают количество точек продаж и вносят разнообразие в ассортимент своего товара, предоставляют уникальные предложения, а также проводят чайные церемонии и бесплатные консультации.

По мнению г-на Кормилина, кроме утоления жажды, люди употребляют чай по трем причинам: польза для здоровья, вкусовые ощущения и чисто эстетические цели. При этом на употребление чая влияет два фактора: сезонность и мода.

Виктор Жуков:

— Сезон чая начинается с 15 ноября и заканчивается в середине июня. Ажиотажный спрос на чай проходит в две волны: с 25 декабря по утро 1 января, а затем с 20 февраля по 15 марта. Самый мертвый сезон для торговли чаем — вторая половина августа и сентябрь.

По мнению специалистов, Пермь не отличается особой погоней за модными тенденциями. В этом направлении столица Урала достаточно консервативна в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга. Единственным следованием моде можно считать мате. Но этот напиток собственно к чаю не имеют никакого отношения, хотя среди обывателей его приравнивают обычно к чаям.

Спорным вопросом стало наличие в Перми белого и желтого чаев. По сведению одних экспертов, этих видов чая в городе нет. Виктор Жуков заметил, что «на всю страну белого чая завозят не более 100 кг. Я не думаю, что у нас в городе есть бизнесмены готовые выкладывать за одну чашку чая до 5 тыс.» Другая группа специалистов утверждает, что в Перми эти виды чая есть в продаже. В среднем белый чай стоит 200–500 руб. за 100 г, а желтый—130–300 за 100 г.

Почти во всех чайных магазинах клиенту могут предложить провести чайную церемонию. Но нужно учитывать, что церемония проходит несколько часов в тихом помещении и в ограниченном кругу людей (не более 6 человек). Стоимость проведения чайной церемонии может обойтись от 1,5 тыс. за человека (по другим данным от 2-3 тыс. руб. за все). При этом цена может увеличиться, если клиент закажет какой-то особый сорт чая. Но церемониймейстеры обычно работают со своим достаточно качественным и дорогим чаем.

Специалисты уверены, что ситуация на рынке элитного чая в Перми будет улучшаться. Но для того чтобы это происходило, отмечают они, нужно внедрять культуру чаепития, учить людей правильно заваривать чай. Поэтому многие продавцы дают бесплатные консультации по приготовлению чая.

Основные игроки уже пришли на чайный рынок Перми, но эксперты считают, что он продолжает развиваться, и не исключено появление новых участников. Кроме того, в ближайшее время, скорее всего, не только расширится ассортимент продукции, но и улучшится ее качество. Специалисты также говорят, что увеличится количество точек по продаваже качественного чая, и будут открываться чайные.

Все новости компаний