cookie:

Испытание на прочность

Испытание на прочность
Предпринята еще одна попытка сохранить муниципальные автотранспортные предприятия.

Предпринята еще одна попытка сохранить муниципальные автотранспортные предприятия.

На минувшей неделе подведены итоги работы автотранспортных предприятий области за 2004 год. В 27 городах и населенных пунктах области за 9 месяцев убытки автотранспортников составили 65 млн. рублей. Основная проблема – большое количество льготных категорий граждан, которых нужно возить бесплатно. Число таких пассажиров в разных районах области составляет от 30 до 80%. Введение с 1 января 2005 года адресной монетарной дотации льготной категории пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда в соответствии с федеральными законами, решает эту проблему, предоставляя отрасли возможность стабилизировать свое экономическое положение. Но попутно появляются новые проблемы. Фактически, предприятия теряют ту часть финансовых поступлений, которую брал на себя бюджет.

На самом деле отмена дотаций вследствие монетизации льгот, за что так давно ратовали автотранспортники, станет для них серьезным испытанием «на прочность». Все льготы (пусть и не в полном объеме), но компенсировались различными государственными структурами. Поэтому если раньше некоторые автотранспортные предприятия держались за счет дотаций государства, то теперь единственный выход видится в выстраивании грамотной экономической политики предприятия.

По прогнозам специалистов областной администрации, первым шагом на пути к финансовому оздоровлению автотранспортных предприятий должна стать ревизия существующей маршрутной сети, точный подсчет пассажиропотока; создание методики формирования цен, а также разработка нормативно-правовых актов на областном уровне.

Олег Жданов, вице-губернатор Пермской области:

– Процесс монетизации льгот можно считать позитивным для развития экономики транспортной сферы. Это дает возможность отрасли освободиться от социальных функций. Она перестанет быть отраслью социальной защиты, а станет отраслью, предоставляющей социальную услугу.

А значит, можно будет говорить об эффективном или неэффективном ведении бизнеса. Областное руководство надеется, что руководители предприятий смогут в кратчайшие сроки поправить свою экономику, не повышая тарифы хотя бы первые полгода.

Наталья Сюткина, зам.начальника главного управления экономики администрации области:

– Несмотря на увеличение расходов предприятий на 20 % (в том числе и планируемое удорожание цен на бензин) и неминуемое, в связи с введением адресной монетарной дотации, снижение пассажиропотока на 20%, экономические подсчеты показывают, что можно обеспечить 15% рентабельность. Эти расчеты были выполнены не для того, чтобы ограничить руководителей муниципальных автотранспортных предприятий, а с тем, чтобы показать, что направление для развития есть.

По мнению руководителей предприятий, 15% рентабельность – это миф. Ее рентабельность могут обеспечить только индивидуальные перевозчики. И только лишь по той причине, что в их распоряжении нет обширной производственной базы, какой располагают крупные автотранспортные предприятия, а значит, затраты на производство услуги на порядок ниже.

Анатолий Тамский, генеральный директор ООО «Межтранс» (г. Соликамск):

– Откуда берется 15% рентабельности? Только от подсчета расходов на бензин и зарплату? Уже давно мы не покупаем новых машин. Муниципальные предприятия исчезнут. Как людей возить будем?

Евгений Вильгельм, генеральный директор ОАО «Пермтрансавто» (г. Пермь):

– Получается, что сегодня мы плохие бизнесмены. С другой стороны, если смотреть более глубоко, то кого с кем сравниваем? Частника с несколькими автобусами, у которого затраты только на зарплату и бензин, и крупное муниципальное предприятие, имеющее не балансе огромную производственную базу, позволяющую обеспечивать бесперебойное транспортное сообщение.

Впрочем, признавать муниципальную форму собственности автотранспортных предприятий неэффективной рано. По мнению экспертов, уход муниципальных предприятий с рынка – процесс стихийный, но временный и скоротечный (подобный ситуации с киосками и супермаркетами). Он является этапом на пути к созданию экономически устойчивых предприятий. Но несмотря на то, что в Перми уже не осталось ни одного муниципального автотранспортного предприятия, другие города области не спешат расставаться со своими. По мнению экспертов, перевозки – это та область, которая была и остается в компетенции государства, вне зависимости от того, как и каким образом компенсируется льготный проезд граждан.

Поделиться:
Все новости компаний