​Тоска по Африке. Обозреватель Business Class – об итогах недели

Отклонение от планов стало привычным делом, и уже перестало удивлять. Вот только иногда не понятно – огорчаться по этому поводу или нет

Одной из знаковых новостей недели стало происшествие на строительной площадке ТЦ «Планета». Ведь в ней сплелись многие актуальные сюжеты: и рекордные капризы погоды, из-за которых что-то случилось с перекрытием второго этажа (что конкретно – должен разобраться госстройнадзор), и повышенное внимание к проектам на месте бывшего ипподрома, и неистребимая подозрительность к заезжим, тем более иностранным подрядчикам: «Все равно они как-то не так строят»…

Те, кому доводилось путешествовать по Северной Африке, могли заметить, что общий вид тамошних городов напоминает то ли бесконечную стройплощадку, то ли руины. Местные объясняют это просто: «Мы строим потихонечку…». Рядовая семья копит кирпичи, как дядюшка Тыква. Затем они берут у государства землю в ипотеку под 1 % (да, тамошние диктаторы имеют обыкновение угнетать свой народ копеечным бензином и такими ставками по кредиту) и начинают возводить дом, покуда кирпичи не закончатся. Поскольку отсутствие крыши и окон местных не пугает, в таком виде здание может простоять довольно долго – пока не накопится очередная кучка кирпичей.

Что ж – они могут себе это позволить. Ведь месячную, да что там – годовую норму осадков там можно утроить, полив дом из садовой лейки. Но превратиться в лед и расколоть фундамент эта вода не может. После таких историй становится понятно, за что нам (все еще порой) доплачивают за проживание на Урале: попробуй, не «закрой контур» за летний сезон! Да мы тут все герои! Согласитесь, это тешит самолюбие.

Поэтому можно проникнуться пониманием к отечественным зодчим. Хотя все чаще их проблемы, кажется, объясняются совсем не климатическими катаклизмами. Например, строительство второй очереди моста через Чусовую перешло в судебную фазу еще до появления каких-то признаков самой конструкции. «Стройтрансгаз» пытается расстаться с субподрядчиком «Уралмостостроем», но стороны не могут сойтись в цене выполненных работ. Похоже, на объекте выполнено все, что можно сделать без проектной документации самого моста. Правильно мы поняли, что его нет пока даже на бумаге? Эксперт Вusiness Сlass Павел Чумаков, комментируя ситуацию, даже вспомнил поговорку про «ужас без конца». Но это, скорее, оптимистичная оценка ситуации, ведь первая очередь моста, кажется, так долго не протянет.

Что-то подобное приходит на память при поступлении новостей с завода им. Дзержинского. Неверное, предприятие должно было, по замыслу предприимчивых личностей, разделить судьбу других оплотов оборонки: сперва имущественный комплекс становится залогом по кредитам неправдоподобно больших размеров и сомнительной возвратности, затем – банкротство, и наконец – офисная «братская могила». В отличие от «велосипедного завода» этот «производитель бензопил» (да, по версии для шпионов именно их собирали в подземных цехах) мог еще стать некоторым количеством лофтов с видом на Каму и площадкой под сравнительно дорогое жилье. Но что-то пошло не так.

Теперь государство одной рукой перечисляет заводу деньги за госзаказ, а другой – списывает их со счетов в погашение долгов по налогам. Ирония в том, что банкротство иначе называется «защита от кредиторов»! Тем временем единственный крупный заказчик продукции завода, судя по всему, подумывает – как бы избавиться от сложного партнера. И если (как только) решение будет найдено, единственным оставшимся вопросом останется трудоустройство работников: их роль сегодня лучше описать словом «заложники».

Вспоминая жителей Северной Африки, нельзя не отдать им должное – хоть и потихонечку, они все же строят.


Под фото – Кристин Вофри, flickr.com.