От мастерских до мастер-классов. Рассказываем и показываем историю завода Шпагина

Business Class открывает серию ретроспективных материалов о местах, облик которых планируют круто изменить в ближайшие годы. Сегодня – мотовозоремонтный завод, родившийся вместе с железной дорогой на Урале и с ее же частью уходящий в прошлое

Автор: Кристина Суворова

В год открытия Уральской горнозаводской железной дороги (1878-й) в Перми основаны Главные мастерские, предназначенные для ремонта паровозов и вагонов. С сентября 1880 года по август 1881 года табельщиком и письмоводителем в мастерских служил Владимир Короленко – писатель, публицист и журналист, известный своей правозащитной деятельностью. В Перми он находился в политической ссылке.

Мемориальная доска, установленная на здании управления завода Шпагина.

В 1930 году железнодорожные мастерские стали паровозоремонтным заводом и получили имя Алексея Алексеевича Шпагина – рабочего-слесаря, депутата II Государственной думы Российской империи от Пермской губернии (1907), председателя Пермского городского и уездного исполкома (1919-1920).


Здание трубного цеха, 1930 г.


Трубный цех, 1930 г.


Рабочие котельного цеха, 1930 г.


Общий вид трубного цеха.


Внешний вид части трубного цеха.


Подъем трубы.


Здание оборотного депо.

В годы Великой Отечественной войны завод выпускал боеприпасы, оборудовал два бронепоезда. С 1964 года происходит изменение его профиля: осваивается ремонт путевой техники. В 1976 году предприятие преобразовано в Пермский мотовозоремонтный завод.

Обсуждение рабочими завода Шпагина постановления ЦК КПСС, 1970 г.

Здание заводоуправления, 1972 г.

В цехах завода имени Шпагина, 1972 г.

К началу 1992 года завод производил ремонт и модернизацию дрезин, капитальный ремонт колесных пар, изготовлял детали рельсовых скреплений, запасные части для путевых машин и подвижного состава.

С 2006 года в связи с образованием группы компаний «Ремпутьмаш» предприятие стало называться ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод «РПМ».

В сентябре 2017 году власти Пермского края объявили о решении о закрытия участка Горнозаводского направления от Перми II до Мотовилихи. В ноябре с собственниками подписано соглашение о приобретении имущественного комплекса Пермского МРЗ.

В феврале 2019 года площадка перешла в собственность края. Сейчас это культурно-рекреационное пространство, где проводятся различные мероприятия. Среди недавно прошедших – школа экскурсоводов, Red Market, Национальный лесной форум. В ближайшее время запланирован музыкальный фестиваль Gnoomes Fest, события Дягилевского фестиваля.


Сейчас на территории завода Шпагина идут ремонтные и строительные работы, которые планируется завершить к Дягилевскому фестивалю. После этого для мероприятий можно будет использовать не только цеха №4 и №5, но и здание заводоуправления, корпус «Литера А» и уличное пространство.

Фото: zavodshpagina// Instagram.

Завод Шпагина станет центральной частью культурно-рекреационного кластера в долине реки Егошихи. На бывшей производственной площадке разместятся музей современного искусства, краеведческий музей и художественная галерея. Планируется, что они переедут туда в конце 2022 года.

Музей современного искусства PERMM переедет в Литер А и планирует освоить площадь более 7 тыс. кв. метров. «Музей пермских древностей» (c новым сценарием позиционирования бренда «Пермский период») разместят в помещениях цеха №5. Общая площадь музея также составит более 7 тыс. кв. метров. Для Пермской художественной галереи построят новое здание (заявленная площадь – более 16 тыс. кв. м). Проект прошел историко-культурную экспертизу.

Для земельного участка на улице Советской, 1 (завод им. Шпагина) предлагают сменить зонирование и увеличить максимальную высотность зданий до 40 метров. Этот вопрос обсудили на публичных слушаниях.

Эскизы: московское архитектурное бюро SPEECH.


Редакция Business Class выражает благодарность Государственному архиву Пермского края за предоставленные фотографии.