В первой десятке. В 2018 году «освободятся» до 10 маршрутов, их разыграют по новым правилам

На них, а также трамваях и троллейбусах в декабре могут начать тестировать систему перечисления выручки не перевозчику, а бюджету

Автор: Кристина Суворова

В администрации Перми назвали маршруты, где первыми начнут действовать обсуждаемые изменения сфере пассажирских перевозок. А именно переход на новые контракты с перевозчиками и иную систему сбора выручки. Планируется, что муниципалитет будет закупать услугу – километр автопробега, а средства от продажи билетов начнут поступать в бюджет. Как стало известно Business Class, тестирование системы предлагается начать с МУП «Пермгорэлектротранс» и автобусных маршрутов, по которым в 2018 году истекает действие договоров с перевозчиками: в сентябре по автобусу №60, 14 декабря – по №3, 36 и 62. Кроме того, в числе претендентов – направления, где контракты на обслуживание могут расторгнуть из-за поддельных паспортов транспортных средств. Под угрозой разрыва договоры по маршрутам №4, 14, 27, 42, 63 и 75 (см. вставку).

По перечисленным направлениям, а также на электротранспорте, с 15 декабря планируется начать эксперимент по централизации в бюджете выручки от перевозки пассажиров. Для этого уже в сентябре – ноябре власти намерены провести торги в рамках закона о госзакупках, чтобы определить новых перевозчиков еще до того, как закончатся действующие договоры.

Для проведения конкурсных процедур необходимо сформировать видение новых взаимоотношений с перевозчиками и обсудить его с Пермской городской думой не позднее августа 2018 года. Кроме того, внести необходимые изменения в бюджет муниципалитета. Городскому департаменту финансов поручено просчитать расходы на функционирование 10 маршрутов и доходы от них по двум моделям: при существующей системе, но с учетом новых федеральных требований и при переходе к централизации выручки. Это необходимо сделать к 18 июня.

Ранее начальник МКУ «Гортранс» Анатолий Путин озвучил ориентировочные цифры, связанные с работой отрасли. По его данным, на сегодняшний день расходы бюджета на субсидии «за убыточные маршруты» частным перевозчикам и МУП «Пермгорэлектротранс» составляют порядка 500 млн рублей год. При новом подходе затраты муниципалитета будут зависеть от общего объема транспортной работы и ее стоимости, которая определится в ходе конкурентных процедур. Исходя из этих двух показателей и величины билетной выручки можно получить экономически обоснованный тариф на проезд. По информации «bc», предварительные расчеты администрации приводят к цене поездки 23 рубля. Правда для получения такого тарифа администрация делает два допущения. Первое – за счет оптимизации маршрутной сети на 20% сократится объем транспортной работы. Второе – в ходе конкурентной борьбы перевозчики на 25% снизят стоимость контрактов.

Перевозчики высказали сомнения в том, что такая экономия на торгах возможна. Опасения у них также вызывает финансовая дисциплина муниципалитета. Администрация неоднократно накапливала долги перед предпринимателями, а при перечислении билетной выручки в бюджет они лишаться возможности использовать эти средства на текущие расходы. Однако начальник городского департамента дорог и транспорта Роман Залесинский в разговоре с «bc» отмечал: «Если оставить выручку у перевозчиков, мы не сможем обеспечить пользование единым проездным билетов на всех видах транспорта. Сегодня в электротранспорте работает система бесплатных пересадок. Перед нами стоит задача распространить ее и на автобусы», – пояснял он.

Шесть под вопросом.

Как ранее сообщал Business Class, прокуратура Перми считает, что городская администрация должна расторгнуть договоры с перевозчиками, указавшими недостоверные сведения об экологическом классе автобусов при участии в конкурсах в 2015 году. В 2017 году ГИБДД выявила, что в паспортах 101 автобуса указан экологический класс, не соответствующий действительности, и аннулировала регистрацию транспортных средств. Перевозчики подали иски, в которых оспорили действия инспекции. «Вступило в силу решение суда, подтвердившее законность аннулирования регистрационных действий в отношении 28 автобусов. По условиям договоров на осуществление пассажирских перевозок сам факт предоставления недостоверной информации является основанием для расторжения соглашения в одностороннем порядке. Возможность устранения данных обстоятельств условиями договора не предусмотрена», – рассказали в прокуратуре Перми. В связи с тем, что администрацией города не принимаются меры к расторжению договора, надзорным органом было подготовлено соответствующее представление. Сегодня на заседании рабочей группы по развитию перевозок прозвучало, что документ готов.