«Смерть Сталина» И «Все деньги мира» – две новинки кино, которые заслуживают внимания

​Business Class рассказывает о двух актуальных фильмах, которые заслуживают просмотра. Сегодня – скандальная комедия о первых днях после смерти Сталина и новая картина Ридли Скотта о том, что деньги – это бумага.

Автор: Владислав Гордеев

Фильм: «Смерть Сталина».

Режиссер: Армандо Ианнуччи.

18+

Государственная машина снова сделала то, что у нее получается лучше всего – привлекать внимание к объектам искусства путем болезненной реакции. Сколько зрителей посмотрели бы комедию Ианнуччи без информационной поддержки властей? Несколько десятков максимум пара сотен тысяч человек. Но благодаря публичному скандалу, обвинениям в экстремизме и отзыву прокатного удостоверения «Смерть Сталина» стала запретным плодом – который, как известно, сладок.

5 марта 1953 года Советский Союз лишился головы – скончался бессменный вождь Иосиф Сталин. Над его еще не остывшим телом завязывается битва за власть – главные партийные функционеры Хрущев и Берия интригуют друг против друга, пытаясь заручиться поддержкой остальных членов Политбюро ЦК КПСС и детей Сталина. Но сперва нужно похоронить вождя…

Как и в случае с «Матильдой» Алексея Учителя (которая, к слову, оказалась тривиальной костюмной мелодрамой), резонанс вокруг «Смерти Сталина» сильно преувеличен. Юмор здесь выстроен в классическом британском ключе, на постоянном нагнетании абсурда и диссонансе между ситуацией и реакцией героев на нее. Да, местами жестко. Местами очень жестко. Но всегда по делу – Ианнуччи ни разу не перегибает палку. Отдельный смак – карикатурные, гипертрофированные персонажи. Например, маршал Жуков превратился в самовлюбленного альфа-самца, а Берия вызывает ассоциации с Человеком-пингвином, самым нелепым врагом Бэтмена.

При этом в разговоре об однозначно трагичных вещах (смерть Сталина, к таким, уж простите, не относится), режиссер мгновенно переключается с памфлета на хлесткий соцарт. Сцены с расстрелом заключенных, арестом невинных граждан и пытками оклеветанных на контрасте с ядовито-издевательским изображением настоящих врагов народа бьют прямо в цель. Отдельные кадры вызвали бы одобрение даже условных Стивена Спилберга

или Романа Поланского – а уж они-то знают, как показать страдания и страх угнетенного народа.

Для нас, живущих в современной России, «Смерть Сталина» – с одной стороны, уникальная возможность увидеть собственную историю чужими глазами, с другой – провести аналогии с современностью, ведь как точно заметил Маркес, все диктаторы на одно лицо. И не особенно важно, как они заканчивают – на тихом острове в предоставившей убежище стране, или на полу собственного кабинета в окружении грызущихся соратников. В сухом остатке «Смерть Сталина» о том, что какой бы стойкий и убедительный миф о собственной всесильности не создал человек, смерть уравняет всех.

«Журналист» и «Проект Флорида» – две новинки кино, которые заслуживают внимания

Фильм: «Все деньги мира».

Режиссер: Ридли Скотт.

18+

«Все деньги мира» останутся в истории прежде всего, как могильный камень на карьере Кевина Спейси. После обвинений в сексуальных домогательствах и последовавшей реакции студия решила полностью вырезать актера из почти готовой картины и пересняла все сцены, пригласив Кристофера Пламмера. Откровенно говоря, фильму гораздо больше пошла на пользу смена режиссера и сценариста.

Жан Пол Гетти – самый богатый бизнесмен на Земле, тратящий сотни миллионов долларов на покупку предметов искусства и антиквариата. Но когда в Риме похищают его внука и требуют 17 миллионов долларов, Гетти наотрез отказывается платить выкуп. Спасти мальчика может только мать и сотрудник службы безопасности самого Гетти. Впрочем, и они сомневаются – а не подстроил ли похищение сам парень, чтобы вытянуть деньги из скупого деда.

Ридли Скотт никогда не был новатором, потрясающим основы киноискусства, зато всегда снимал на одинаково высоком уровне, не падая ниже определенной планки. «Все деньги мира» идеально вписываются в его карьеру – это стильное, старомодное, динамичное кино с сильными актерскими работами и захватывающим детективным сюжетом. Проблема в том, что за внешним качеством и отточенным с годами профессионализмом кроется пустота и отсутствие вдохновения.

Серьезные вопросы вызывают, например, главное герои фильма – они слишком пусты и прямолинейны, чтобы вызывать искреннее сочувствие.

Если с стремление матери спасти своего сына любой ценой очевидны, мотивы самого Гетти старательно проговариваются и иллюстрируются в нескольких сценах – мол, он вложил в родных всю душу, а они хотят залезть в его карман – то помогающий похищенному мальчику террорист, по всей видимости, просто хороший человек.

Содержательная нагрузка «Всех денег мира» тоже не блещет: фильм смотрится как наглядная демонстрация банальных сентенций вроде «родные важнее всего» и «счастье не в деньгах». В сцене с умирающим в окружении произведений искусства одиноким нефтяным магнатом уровень назидательности превосходит разумные пределы. Причем чрезмерно прямолинейная отсылка к «Гражданину Кейну» работает не так, как предполагалось: вместо того, чтобы внушить величественный трепет, она вызывает скорее грусть о былом величии кинематографа. Некоторые устоявшиеся шаблоны и образы, к сожалению, обречены на вечную эксплуатацию.

«Призрачная нить» и «Темные времена» – две новинки кино, которые заслуживают внимания